Пермская краевая филармония 83-й сезон

Ночь кино в филармонии.«Человек с киноаппаратом» 18+

Ночь кино в филармонии.«Человек с киноаппаратом»
25 августа 2018, суббота, 20:00 Виртуальный концертный зал

В рамках ежегодной всероссийской акции «Ночь Кино» пермяки увидят «детище» одного из основателей документального кино – «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова. Авторское музыкальное оформление к фильму написано английским композитором-минималистом Майклом Найманом.

 «Человек с киноаппаратом» вышел в 1929 году. Это экспериментальный фильм советского кинематографиста Давида Кауфмана, известного под псевдонимом Дзиги Вертова. На протяжении четырех лет на улицах Одессы, Киева и Москвы режиссер вместе со своим братом - оператором Михаилом Кауфманом - снимал бурлящую жизнь современного городов во всех ее проявлениях, после чего был смонтирован 66-минутный урбанистический калейдоскоп. В картине нет ни сюжета, ни сценария, ни титров, ни актеров, ни декораций. Единственный протагонист - человек с камерой, фиксирующий окружающую реальность.

Композитор Майкл Найман известен как один из лучших авторов оригинальной музыки к произведениям мирового кино. Его саундтрек к фильму «Пианино» Джейн Кэмпион был отмечен премией BAFTA и «Золотым глобусом», и разошелся тиражом в три миллиона копий. Найман писал музыку к картинам Майкла Уинтерботтома и голливудскому блокбастеру «Гаттака», а с режиссером Питерем Гринуем его связывает многолетнее сотрудничество - например, над такими фильмами, как «Повар, вор, его жена и ее любовник» и «Контракт рисовальщика». Музыку, написанную для «Человека с киноаппаратом», Найман впервые представил в 2002 году в лондонском Royal Festival Hall.

Отметим, что знаменитый композитор был приглашен Филармонией в Пермь в 2010 году для участия в 3-дневном «Фестивале Майкла Наймана», на котором маэстро представил пермскую премьеру фильма «Найман с киноаппаратом» - авторскую реконструкцию ленты Вертова «Человек с киноаппаратом». Творческий вечер композитора включил в себя показ его картины, обсуждение, и небольшой дивертисмент, где маэстро исполнил на рояле в Органном зале избранные фрагменты из музыки к кинофильму.

В 20.00 в Органном зале состоится показ документального фильма «Человек с киноаппаратом», год выпуска: 1929, режиссер: Дзига Вертов.

Вход на события «Ночи Кино» бесплатный. Билет с местом можно получить в кассе Органного зала (ул. Ленина, 51Б, т. 235-10-20)

Продолжительность мероприятия 1 час .

 

Человек с киноаппаратом: Дзига Вертов сто лет назад придумал эффекты "Матрицы"

Родился Вертов, а тогда еще просто Давид Кауфман, в польском Белостоке в 1896 году. В детстве он не проявлял особой тяги к кино, но, как сам позже признался, был "коллекционером звуков". Окружающие его шумы, мелодии и слова Вертов собирал, писал из них стихи и даже рисовал картины. Годы спустя эта страсть нашла выход в одном из главных его фильмов — "Симфонии Донбасса". С наступлением XX века семья Кауфманов перебралась в Москву, и Давид поступил в Петроградский психоневрологический институт. Учеба там казалась ему скучной, и молодой человек начал поиск своего пути.

Решив посвятить себя кинематографу, Давид в 1915-м придумал себе псевдоним Дзига Вертов — от слов "дзига" ("волчок" по-украински) и "вертеться". Такой выбор объяснял динамичностью нового искусства. Творческий путь Кауфман-Вертов начал через три года, когда пришел работать в отдел хроники Москинокомитета, где монтировал первый советский киножурнал "Кинонеделя". Постепенно Вертов выработал собственный подход к документальному кино.

"Я — киноглаз. Я создаю человека более совершенного, чем Адам. Я у одного беру руки, самые сильные и ловкие, у другого беру ноги, самые стройные и быстрые, у третьего голову, самую красивую и выразительную, и монтажом создаю нового, совершенного человека", — писал Вертов в своем дневнике.

Опираясь на эти идеи, режиссер создал творческое объединение документалистов "Киноки" (кино-оки), куда входил он, его брат Михаил Кауфман, жена Елизавета Савилова и еще несколько художников. Одним из первых фильмов объединения стал "Киноглаз", который сами киноки назвали "первой в мире попыткой создать киновещь без сценария, участия актеров, художников, режиссеров, не пользуясь ателье, декорациями и костюмами". Картина вызвала неоднозначную реакцию, но получила премию на Международной выставке в Париже. Правда, через два года, в 1926-м, известный киновед Виктор Шкловский начал сомневаться, что Вертов и киноки снимают документальное кино, и обвинил их в фальсификациях.

«Я хочу знать номер того паровоза, который лежит на боку в картине Вертова», — говорил он, намекая на то, что в фильмах киноков все подстроено.

Спустя год Вертова уволили.

Правда, уже в 1928 году документалист принял приглашения Одесской киностудии. Из-за этого решения развалились киноки, а Вертов разругался с братом. Но уже очень скоро, работая на ВУФКУ, он делает свой самый главный и радикальный фильм — "Человек с киноаппаратом". Из кадров, снятых в Киеве, Одессе и других городах, Вертов создает киногород, равных которому в то время не было.

Еще спустя год, в 1930-м, будучи очарованным звуковым кинематографом, он снимает "Энтузиазм. Симфония Донбасса".

Один из влиятельнейших мастеров немого кино Чарли Чаплин был поражен документальным фильмом "Энтузиазм". Вертов писал в дневнике, что тот во время просмотра буквально прыгал.

"Никогда не мог себе представить, что эти индустриальные звуки можно организовать так, чтобы они казались прекрасными. Я считаю "Энтузиазм" одной из самых волнующих симфоний, которые я когда-либо слышал. Мистер Вертов — музыкант. Профессора должны у него учиться, а не спорить с ним. Поздравляю", — писал позже Чаплин в телеграмме Вертову.

После этого Вертов вернулся в Москву разрабатывать свою теорию киноглаза и придумывать новые монтажные ходы. Но к тому моменту его звездный час уже прошел. Пропагандистскую хронику "Три песни о Ленине", несмотря на похвалу поэта Луи Арагона и режиссера Гарольда Ллойда, сняли с проката через неделю после выпуска. То же самое случилось и с его следующим фильмом "Колыбельная" — его убрали с экранов через пять дней после премьеры. Пришедший на киностудию в 1950-м Эльдар Рязанов потом вспоминал, что Дзига "превратился в старика с испуганными глазами". Позже Кауфмана спросили, как он себя чувствует: "Обо мне, пожалуйста, не беспокойтесь. Дзига Вертов умер". Конечно, он имел в виду свое творческое альтер эго. Давид Кауфман умер от рака желудка в 1954 году.

Свои главные творческие принципы Дзига Вертов изложил в манифесте киноков "Мы", на который потом ориентировались европейские режиссеры 60-х и 90-х годов.

"Мы называем себя киноками в отличие от "кинематографистов" — стада старьевщиков, недурно торгующих своим тряпьем. Мы объявляем старые кинокартины — прокаженными. Мы очищаем киночество от примазавшихся к нему музыки, литературы и театра. Ищем своего, нигде не краденого ритма", — писал режиссер в манифесте.

Свой ритм Вертов нашел в монтажном искусстве. Собирая фильмы из снятых абсолютно в разных местах кадров, он делал из него пазл или коллаж. И, несмотря на то, что сегодня его часовые "документалки" воспринимаются больше, как черно-белый поток сознания, в этих экспериментах родились приемы, которыми киношники пользуются и сегодня. Именно он придумал такой ход, как "наплыв", когда финальные кадры одного изображения быстро накладываются на первые кадры следующего. Этот прием использовали, например, в фильмах о Гарри Поттере и Ангелах Чарли. Еще одним его изобретением стал эффект "слоу-моушн", когда изображение на экране замедляется. Вертов активно использовал его, а второе дыхание в этот прием вдохнула культовая "Матрица". Правда, далеко не все современники понимали и принимали его эксперименты и радикальные взгляды.

Такие легенды французского кино, как Жан-Люк Годар и Жан-Пьер Горен, в одно время были настолько увлечены взглядами Вертова на кино, что создали съемочную группу "Дзига Вертов". Сам Годар, работая в этом объединении, снял шесть фильмов.

Не считая множества выпусков кинохроник, Вертов в общей сложности снял 20 фильмов. Однако особняком стоит его лента «Человек с киноаппаратом». Фильм составлен из коротких документальных фрагментов, которые показывают жизнь города: движение людей и транспорта, труд рабочих и культурные мероприятия. Фактически на протяжении очень долгого времени Дзига Вертов и его брат Михаил Кауфман с разных ракурсов снимали на улицах городов все, что им казалось интересным.

Уже потом из километров пленки жена Вертова смонтировала бессюжетный и практически абстрактный фильм. Однако это не помешало ему в 2012 году оказаться на восьмой строчке в списке лучших фильмов за всю историю кино, а спустя два года стать самым выдающимся документальным фильмом всех времен. Так, 1 августа 2014-го, в 00:01 по Гринвичу, самый старый и авторитетный в мире киножурнал Sight & Sound на своем сайте обнародовал результаты голосования более чем 300 киноэкспертов со всего мира. Большая часть назвала лучшим документальным кино именно "Человека с киноаппаратом".

Вернуться
Вход  /  Зарегистрироваться
Забыли пароль? Отмена
Обратно