Пермская краевая филармония 82-й сезон

«12 хоров» надежды

«12 хоров» надежды
24 апреля 2018

23 апреля Уральский камерный хор Пермской филармонии представил мировую премьеру произведения современного композитора Александра Изосимова.

Сочинение a cappella на стихи А. Ахматовой, А. Блока, И.В. фон Гёте, Кара-Дарвиша, М. Лермонтова, В. Хлебникова, А. Изосимова прозвучали в исполнении Уральского государственного камерного хора под управлением художественного руководителя и главного дирижёра – народного артиста России Владислава Новика.

Вот что сам автор говорит о состоявшейся премьере:

Я хочу выразить глубокую удовлетворенность руководству Пермской краевой филармонии за умелую организацию мировой премьеры моего сочинения 12 хоров a cappella, включающую различные факторы, начиная от анонса вначале концертного сезона до онлайн трансляции на сайте Филармонии, позволившей многим людям в мире стать сопричастными культурному событию, а также организационную работу, приглашение автора, приглашение к работе высококлассного лектора-музыковеда Екатерину Каленюк.

Исполнилось ровно 6 лет как началось мое сотрудничество с Уральским государственным камерным хором, имеющим устойчивую репутацию одного из лучших камерных коллективов России и его бессменным руководителем выдающимся хоровым дирижером Владиславом Новиком. Сотрудничество оказалось плодотворным, воодушевившим меня к написанию специально для Уральского коллектива полуторачасового произведения, которое я посвятил дирижеру и хору.

Премьера стала событием, которое потребует осмысления, но то, что уже очевидно, оно произвело сильное впечатление на слушателей, затронув самые чувствительные струны души. Я не помню, чтобы мне приходилось столь продолжительно обливаться слезами счастья. Я не мог остановить слезы. Это настоящее эмоциональное потрясение! Там где происходят такие события, и есть столицы, главные филармонии страны. Талантливые люди никогда не бывают полностью довольны результатом, так и должно быть, иначе они перестают расти. Но они растут не только для самих себя, а и для тех, кто их окружает. Роза украшает целый сад. Уральский хор это украшение Перми, желаю ему дальнейшего восхождения.

Посеяно доброе семя и пусть оно прорастает ростком новой российской культуры. Чтобы мы не думали, что все лучшее остается позади, а живо ощущали - наше время тоже плодотворно, в нем есть силы способные окрылять души людей.

Я благодарен судьбе, что встретил талантливых, отзывчивых людей Перми, многие из которых стали моими друзьями.

Низкий поклон всем кто способствовал премьере.

С искренним уважением, композитор Александр Изосимов.

 

Для справки

Александр Михайлович Изосимов - современный петербургский композитор, родился в 1958 году. Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классу композиции народного артиста России профессора Б. И. Тищенко.

 В 1990 году А. Изосимов становится членом Ленинградского Союза композиторов. Однако академизм творческих установок Союза, сохранившийся с советских времен, служил серьёзным препятствием в развитии индивидуальных качеств музыканта. Профессиональные интересы композитора требовали глубоких знаний не только отечественных традиций, но и языковых основ западноевропейского авангарда.

А. Изосимов собирает достойную коллекцию записей, партитур музыкальных произведений мастеров зарубежного и русского авангарда, и организует на базе Российской национальной библиотеки творческие встречи с современной музыкой для всех желающих. Он читает лекции и рассказывает о сочинениях П. Булеза, К. Штокхаузена, Я. Ксенакиса, Д. Лигети, Л. Ноно, а также о судьбе и творчестве А. Шнитке, С. Губайдулиной, Э. Денисова и других композиторов второй половины ХХ века.

В 1994 году его приглашают на должность редактора радио «Классика» в ГТРК Петербурга. За четыре года существования канала А. Изосимов выпустил свыше тысячи программ.

Это истинно русский музыкальный художник, русский музыкальный философ. Основал новый музыкальный метод, названный автором «дышащий лад». Этот метод создает эффект дыхания, оживляющего духовные концепции сочинений композитора. Музыкальный метод А. Изосимова стал открытием для музыкантов и слушателей.

Казалось, само мироздание проявляется через звуки в каждом своем мгновении - то напряженно замедленном вязким насыщенным звучанием, то резко обрывающемся в столь же напряженной паузе, в глубине которой вновь зарождается звук. Яркая экспрессия музыкального языка произведений Александра Изосимова сродни выразительной живописной пластике Пауля Клее. Творчество композитора получило высокую оценку Альфреда Шнитке

во время показа в Гамбургой консерватории. Прославленный мэтр пригласил молодого автора на интервью с ним, которое снимало Кельнское телевидение.

Произведения Изосимова звучат в России и за рубежом. Среди исполнителей ведущие солисты мировых оперных театров: Геннадий Беззубенков, Олеся Петрова, Маргарита Грицкова, Мария Людько, Мария Литке; виртуозы инструменталисты: скрипач Владислав Песин, пианист Николай Мажара; гастролирующие коллективы: Уральский государственный камерный хор и Московский ансамбль современной музыки; симфонические оркестры Санкт-Петербурга и Самары. Творчество композитора стало предметом научного рассмотрения, ему посвящены научные статьи, книги. В списке сочинений: опера «Потерянный рай», балеты: «Избранник», «Сказка о зеленой змее и прекрасной Лилии», кантата «Куликовская битва» для хора и оркестра, симфония, четыре инструментальных концерта (фортепианный, два скрипичных и виолончельный), симфонические образы «Лики», «Иаония. Благодарность Жизнедателю» для хора, органа и камерного оркестра, «Химеры» для ансамбля инструментов, два струнных квартета, две cонаты (фортепианная и виолончельная), секстет «Когда душа моя была облаком», трио «Боги легконоги», дуэт Infernale, фортепианное трио памяти Бориса Тищенко, фортепианный цикл «Превращение», «Царевна-Лебедь» для фортепиано, сорок вокальных произведений. Международную известность получили вокальный цикл «Песни прекрасного пришельца», хоровая поэма «Сопереживание душе» для хора a cappella, виолончельная соната, симфонические моменты «Витязь в тигровой шкуре». Шагом вперед в плане поисков новых решений модальной гармонии и технологии музыкального языка «дышащий лад» стали «12 хоров a cappellа» на стихи А. Ахматовой, А. Блока, И.В. Гете, М.Лермонтова, Кара-Дарвиша, В. Хлебникова, А. Изосимова. Настроение святого Грааля, воспринятое и сопережитое в духе антропософии Рудольфа Штейнера, стало ключевым композиционным моментом цикла. Ему контрастируют темы русской военной истории, провинции, Кавказа. Александр Изосимов — в кульминационной поре своей творческого поиска.

Фото

Вернуться

Вход  /  Зарегистрироваться
Забыли пароль? Отмена
Обратно