ГКБУК «Пермская краевая филармония» 83-й сезон

Король инструментов и «вязанка дров»

Король инструментов и «вязанка дров»
25 декабря 2018

Рождественский марафон набирает обороты.

Сегодня, 25 декабря в 19.00, в Сочельник – канун европейского Рождества, Пермская филармония предлагает пермякам и гостям города провести душевный вечер в компании Рудольфа Церца, орган (Словения) и Александра Посикеры, фагот (Москва).

«Диалог через столетья» - так называется уникальная программа рамках V Международного Рождественского фестиваля.

Фагот – один из самых колоритных деревянных духовых инструментов. Несмотря на очевидное различие самого большого, величественного и богатейшего по возможностям музыкального инструмента органа и изящного фагота, в них есть общее: орган — по сути тоже духовой инструмент. Тембр у фагота очень характерный, не спутаешь ни с чем. Его низкое звучание не имеет ничего общего со звучанием остальных инструментов в оркестре. Он великолепен и в оркестре, и в сольном исполнении, и в дуэте. Звучание органа прекрасно сочетается с бархатным тембром фагота , всегда привлекает внимание и покоряет сердца.

Новый, усовершенствованный инструмент ― фагот стремительно начал набирать популярность на рубеже XVII―XVIII веков. Прежде всего, он вошёл в состав оперного оркестра.

Иоганн Себастьян Бах не оставил сольных произведений для фагота (хотя иногда поручал ему сольные партии в своих кантатах), однако несколько сочинений принадлежит его сыновьям ― Иоганну Христиану (Концерт) и Карлу Филиппу Эммануэлю (Трио-сонаты).

Фагот часто применялся как один из солирующих инструментов в концертных симфониях. Наиболее известные из них принадлежат Гайдну (для гобоя, фагота, скрипки и виолончели) и Моцарту (для гобоя, кларнета, фагота и валторны). Несколько концертов были написаны для двух фаготов с оркестром.

Сочинения для фагота, начиная со второй половины XVIII века, могут быть условно разделены на две группы. Первая из них ― сочинения самих фаготистов. Вторая ― произведения профессиональных композиторов с расчётом на исполнение конкретным музыкантом. Намного реже фагот использовался в камерной музыке.

Роль фагота в оркестре XIX века также достаточно скромна. Берлиоз упрекал его за недостаток экспрессии и силы звука, хотя и отмечал особый тембр его верхнего регистра. Только со второй половины столетия композиторы начинают поручать фаготу сольные эпизоды, например, Бизе в опере «Кармен», Чайковский в Четвёртой и Шестой симфониях и др.

Благодаря усовершенствованию конструкции фагота и техники игры на нём, его репертуар в XX веке значительно расширился. Сольную литературу для фагота писали Камиль Сен-Санс, Пауль Хиндемит, Эдисон Денисов, Алан Хованесс и многие другие композиторы. Ответственные оркестровые партии поручали фаготу Морис Равель, Игорь Стравинский, Сергей Прокофьев. Развёрнутые сольные партии есть в Седьмой, Восьмой и Девятой симфониях Дмитрия Шостаковича.

Новейшие техники игры, вошедшие в исполнительскую практику фаготистов ― двойное и тройное стаккато, мультифоники, четвертитоновая интонация и др. Они востребованы в сочинениях композиторов-авангардистов, в том числе для фагота без сопровождения.

Рудольф Церц - органист, композитор. Родился в Словении (1973, Любляна). Учился играть на фортепиано, трубе и скрипке. Игре на органе обучался в Высшей школе музыки г. Любека (Германия). Занимался у знаменитых педагогов, таких как Мартин Хасельбок, Сергей Черепанов, Эберхард Лауэр. Посещал мастер-классы известных мастеров: Жана Гийо, Людгера Ломанна, Оливье Латри и других.

Лауреат международных органных конкурсов в Соловении, Германии, Франции, России, в их числе III-й конкурс имени М. Таривердиева. Известен у себя на родине как композитор, обладатель 1-й премии Национального композиторского конкурса Словении. С 2008 года живет и работает в Финляндии. Как органист Церц специализируется на французской органной музыке и импровизациях.

Александр Посикера, фагот. Выпускник Российской академии музыки им. Гнесиных. Призер пяти международных конкурсов. Финалист Фестиваля Владимира Спивакова в Кольмаре (Франция). Лауреат премии Yamaha. Солист оркестра Московского музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Проводил Мастер-классы в России, Финляндии и Израиле.

Основатель Classics-art Ensemble (2002), в составе которого — известные московские музыканты, в том числе, солисты оркестра «Виртуозы Москвы». География гастролей ансамбля включает Россию, Прибалтику, Швецию, Финляндию, Францию, Италию, Испанию, Израиль.

В программе фестивального концерта - музыка различных стилей и эпох: Э. Нордт, И-.С. Бах, Г.-Ф. Гендель, Л. Батлер, К. Сен-Санс, Р. Вагнер, Г. Форе, А. Пьяццолла, Э. Мориконе, Р. Церц. Благодаря разнообразию композиций, музыканты в полной мере продемонстрируют удивительные возможности музыкального диалога органа и фагота.

Вернуться

Вход  /  Зарегистрироваться
Забыли пароль? Отмена
Обратно