ГКБУК «Пермская краевая филармония» 83-й сезон

Афиша март 2019. Пермская филармония

5 марта 2019

Международный культурный портал Эксперимент

160 лет чистого джаза

Пермская филармония приглашает на эксклюзивный вечер легендарного оркестра джазовой музыки имени Олега Лундстрема.
Программа «85+75= Джаз» - это двойной юбилей прославленного коллектива – самого «долгоиграющего» биг-бэнда в мире, что отражено в «Книге рекордов Гиннеса», и его руководителя - известнейшего джазового пианиста, композитора, народного артиста России Бориса Фрумкина.
Оркестр был основан в 1934 году в эпоху свинга. С 2005 года Государственный камерный оркестр джазовой музыки добавил к своему названию — «имени Олега Лундстрема», так как маэстро ушел из жизни. Но стиль, идеи, воодушевление и даже одержимость джазом - остались. Осталась школа джазового мейнстрима с выразительной мелодической линией, четко выраженной ритмикой, с ярким драйвом и традиционной гармонией; жив принцип высочайшего мастерства и профессиональной бескомпромиссности.
В 2019 году оркестру исполняется 85 лет. За эти годы оркестр завоевал мировую известность и любовь своих слушателей. Было дано более 10000 концертов от Калининграда до Сахалина, от Мурманска до Сочи. Оркестр побывал практически во всех европейских странах, в ЮАР, несколько раз в Индии и Китае, выступал на джаз-фестивалях в США. Был единственным биг-бэндом в мире, выступавшим в зале Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке (6 мая 2015 года. Концерт в ознаменование 70-летия Победы во Второй мировой войне).
В оркестре сегодня играют выдающиеся музыканты. Его солисты-импровизаторы представляют цвет российского джаза: саксофонист Иван Волков, барабанщик Владимир Журкин, трубачи Юрий Парфенов и Петр Востоков, тромбонист Максим Пеганов и многие другие.
В этом же, 2019 году, отмечает свое 75-летие художественный руководитель и главный дирижер оркестра — известнейший джазовый пианист и композитор, народный артист России Борис Фрумкин, внесший огромный вклад в создание нового репертуара оркестра и в его новый творческий взлет.
Этот двойной юбилей оркестр отмечает концертами в лучших залах нашей страны в феврале — марте 2019 года.
Программа концерта включает в себя как традиционные хиты оркестра, такие как Sing, Sing, Sing, сюита из к/ф «Серенада Солнечной долины», так и новые пьесы, полюбившиеся публике — «В конце октября», «Сквозь июньскую грозу». В концерте также прозвучат пьесы, принадлежащие перу основателя и бессменного руководителя оркестра в течение 70-ти лет Олега Леонидовича Лундстрема.

10 интересных фактов об Оркестре им. О. Лундстрема

1. Основан в городе Харбине детьми работников Китайско-Восточной железной дороги. Рождение оркестра напрямую связано с магазином продажи грампластинок в Харбине. Олег Лундстрем был там частым покупателем. Им была приобретена пластинка Дюка Эллингтона, прослушивание которой сподвигло его на создание джазового оркестра.
2. Руководитель был избран путём голосования. Им оказался 18-летний Олег Лундстрем. Оркестр составили: барабаны, один тромбон, два альт-саксофона, две трубы, один тенор-саксофон, на котором играл брат Олега — Игорь Лундстрем, фортепиано — Олег Лундстрем, банджо и контрабас в одном лице. Это был первый состав оркестра.
3. В 1935 году оркестр начинает играть на балах, танцевальных вечерах, а также выступает на местном радио, где его представляют под названием «Зелёный крокодил».
4. В 1936 году в связи с изменением политической обстановки, а именно продажи КВЖД Японии, отток русских эмигрантов из Харбина увеличился. Оркестр не стал исключением и переехал в город Шанхай. Международный портовый город позволил развиваться коллективу в профессиональной деятельности. Первым их выступлением и местом работы был отель «Янцзы» (в последующем один из популярных болл-рум-танцевальный зал), «Мажестик Плаза», позднее элитный болл-рум «Парамаунт». Все эти выступления подняли Лундстрема и его оркестр на вершину популярности. С 1937 по 1940 годы оркестр выезжал на летний сезон в курортный город Циндао.
5. Лундстрем начинает работу над аранжировкой русских песен в джазовой обработке. Такие музыкальные произведения, как «Песня о капитане» И.О. Дунаевского, «Чужие города» А.Н. Вертинского, «Катюша» М.И. Блантера и многие другие, приносят ему ещё большой успех на огромном конкурентом рынке биг-бэндов. Пресса Шанхая называла Лундестрема «королём джаза Дальнего Востока».
6. В 1941 году, во время Великой Отечественной войны, участники оркестра в полном составе подают заявления в консульство СССР в Шанхае с просьбой отправить их на фронт добровольцами, но все до единого получают отказ. Это было вызвано тем, что к тому времени начиналась государственная борьба с космополитизмом. Советская власть рассматривала джаз как идеологически чуждое музыкальное направление и как форму «разлагающего влияния» на советских людей со стороны Запада.

7. В 1947 году коллективу Лундстрема в полном составе было разрешено вернуться в СССР, при этом были предложены несколько городов для проживания. Их выбор пал на город Казань, так как в нём находилась консерватория, ныне — Казанская государственная консерватория имени Н.Г. Жиганова. Для оркестра этот переезд сложился не так, как хотелось бы. Их распределили в оперные театры и оркестры кинотеатров, так как к тому времени оказалось, что джаз «народу не нужен».

8. Все участники оркестра в 1948 году поступают учиться в консерваторию. Лундстрем делает обработки татарских песен в инструментальном и вокальном исполнении. С этого момента оркестр даёт разовые выступления, а после начинает составлять программы концертов.

9. 1 октября 1956 по приказу Министерства культуры РСФСР был создан концертно-эстрадный оркестр под руководством Олега Лундстрема в системе всероссийского гастрольно-концертного объединения. С этого времени для оркестра началась гастрольная жизнь. В 1998 году оркестр Олега Лундстрема впервые выступил в Большом зале Московской консерватории.

10. В 1971-73 годах солисткой оркестра была Алла Пугачева, в то время – Алла Орбакене (фамилия первого мужа).

Харизматичные мужчины – прекрасным женщинам!

8 марта в 18.00 ансамбль солистов «Хорус-квартет» Пермской краевой филармонии приглашает на праздничный концерт, посвящённый Международному женскому дню.

«Хорус - квартет» - лауреат Международного и всероссийских конкурсов. Музыканты квартета сохраняют и продолжают в своем творчестве прекрасную русскую традицию ансамблевого мужского пения, согревая и завоевывая сердца слушателей искренностью и душевностью исполнения. Чистый звук с богатый тембровой окраской, многоголосие жанров и стилей, исполнение a capella, артистизм принесли ансамблю заслуженную славу.

Ни один праздник в концертных залах Пермской филармонии не обходится без ярких и запоминающихся выступлений «Хорус-квартета» под управлением Александра Рогожкина. Солисты «Хорус - квартета» мастерски исполняют русские шлягеры и шедевры мировой зарубежной эстрады.

В концертной программе «Любить по-русски» прозвучат песни о любви, о сильных чувствах мужчины к женщине, о светлой грусти и незабываемых встречах.

Исполнение любимых песен квартетом харизматичных мужчин станет незабываемым романтическим подарком для прекрасных женщин!

Музыкальный живописец Михаил Лидский

Пермская филармония в рамках абонемента «Волшебные звуки рояля» приглашает на единственный концерт пианиста Михаила Лидского, каждое выступление которого - завораживающий диалог со слушателем.

По словам директора филармонии Галины Кокоулиной, «уже много лет позиции лидера среди абонементов занимает цикл «Волшебные звуки рояля». Лучшие страницы отечественной и зарубежной фортепианной музыки только за два последних сезона были представлены известнейшими артистами (народный артист России Михаил Плетнев, заслуженный артист России Павел Нерсесьян, народный артист России Николай Луганский, Валерий Кулешов, США) и молодыми талантливыми музыкантами – победителями самых престижных международных и всероссийских конкурсов (Сандро Небиеридзе, дуэт осетинки Златы Чочиевой и хорвата Михаила Дацича). Все они - блестящие пианисты, наделенные яркой индивидуальностью и высочайшей культурой исполнения».

И вот теперь концерт Михаила Лидского. Музыкальные критики называют его «одним из самых оригинальных пианистов современной России, музыкантом со своим стилем и почерком» («Независимая газета»), «пианистом редкого обаяния и виртуозности» («Время МН»), «пианистом широкого творческого диапазона, мастером оригинальных интерпретаций, музыкантом цельным и многосторонним» («Культура»).

Михаил Лидский родился в 1968 году в Москве. В 1992 году окончил Российскую академию музыки им. Гнесиных, класс профессора Владимира Мануиловича Троппа. В 13 лет впервые выступил с оркестром, в 15 – дал первый сольный концерт. В годы обучения много выступал в разных городах как солист и ансамблист.

В конкурсах участвовал лишь единожды – в 1989 году на Всероссийском конкурсе пианистов в Кисловодске был удостоен 1-ой премии. Это был практически отбор на конкурс Чайковского, и он вышел из него победителем, но в дальнейшем отказался от участия в конкурсах.

В апреле 1991 года дебютировал с сольным концертом в Колонном зале Дома Союзов в Москве. В июне того же года выступил в Великобритании, а в декабре состоялся первый сольный концерт в Большом зале Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.

В настоящее время Михаил Лидский преподаёт в Московской консерватории. Активно концертирует в России и СНГ, а также в странах дальнего зарубежья (Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Нидерланды, Финляндия, Франция, Турция, Тайвань, Япония). Маэстро часто выступает в ансамбле с известными музыкантами. Регулярно дает мастер-классы в России и за рубежом.

«Один из тех немногих, к кому эпитет «великий» можно применить со спокойной совестью», - написали о нем в итальянской ежедневной газете Corriere della Sera («Вечерний вестник»). А в журнале «Огонек» № 19 за 1996 год Лидский был назван «неофициальным пианистом номер один».

На всём, что бы ни исполнял пианист Михаил Лидский, лежит печать истинного мастерства и работы мысли. Он обладает особым талантом удивлять. Каждое выступление М. Лидского отличается своеобразием интерпретаций и неожиданностью трактовок. За это его особенно ценят знатоки фортепианного искусства. Его концертные программы всегда интригуют.

Программа, с которой пианист выступит в Перми, объединяет музыку Мендельсона и Дебюсси. Один - ранний немецкий романтик, другой - французский композитор-импрессионист.

В первом отделении Лидский исполнит Скерцо-каприччио фа-диез минор и «Песни без слов» Феликса Мендельсона, вошедшие в историю мировой музыки как выдающиеся произведения XIX века лирического плана. Во второй части программы пианист выступит в качестве музыкального живописца: он обратится к утонченным, с тайной ускользающего мгновения, пьесам Клода Дебюсси.

Впечатление от исполнительских откровений пианиста Михаила Лидского надолго останется в памяти слушателей.

9 марта в 18.00. Органный концертный зал.

Страстное искусство

Пермская филармония представляет: впервые на прикамской земле - Российский национальный молодежный симфонический оркестр (РНМСО) – коллектив блистательных молодых музыкантов. Дирижер – лауреат всероссийских конкурсов Алексей Рубин.

Рождение этого замечательного коллектива состоялось совсем недавно - в ноябре 2018 года, когда оркестр дал свой первый публичный концерт в Зале им. П.И. Чайковского в Москве.

Российский национальный молодежный симфонический оркестр создан при поддержке Фонда президентских грантов и Министерства культуры РФ в рамках Национального проекта «Культура». По результатам всероссийского конкурса в оркестр вошли 100 музыкантов из 27 регионов страны в возрасте от 20 до 28 лет.

«Их отличает особая энергетика. Искусство без страсти не бывает, и каждый из них, даже сидящий за последним пультом скрипок, выкладывается на 150% даже на репетициях. Они играют великую музыку с колоссальным удовольствием. И мне это по душе», - признается Мацуев, говоря о музыкантах молодёжного оркестра.

В программе: Симфонии № 5 (4-е части) Л. ван Бетховена и Г. Малера, Симфония № 3 (3-я часть) Иоганнеса Брамса, Симфония №10 Д.Д. Шостаковича (2-я часть), Апофеоз из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского.

Ведущий - Ярослав Тимофеев, музыковед, музыкальный критик, кандидат искусствоведения. Выпускник Московской консерватории имени П.И. Чайковского. Автор около 700 публикаций в научных изданиях и СМИ. Редактор-составитель книги «Молодые российские композиторы» (совместно с Е. Мусаелян), самый молодой главный редактор старейшего научно-музыкального журнала России (журнал «Советская музыка» издается с 1933 года, с 1992 года выходит под названием «Музыкальная академия»).

Первый концерт состоится 14 марта в 19.00 в Большом зале Пермской филармонии. Второй – 17 марта в г. Губаха.

Вход на оба концерта для студентов бесплатный.

Без году юбилейный

Пермская филармония представляет: с 15 по 18 марта IX Международный фестиваль Дениса Мацуева

Фестиваль проводится при поддержке министерств культуры РФ и Пермского края, «Фонда президентских грантов».

Лидер и вдохновитель фестиваля - один из лучших пианистов современности, победитель XI Международного конкурса им. П.И. Чайковского, народный артист России Денис Мацуев.

В течение четырех дней, с 15 по 18 марта, со сцены Органного и Большого залов Пермской краевой филармонии будет звучать классическая, современная и джазовая музыка в исполнении маэстро Дениса Мацуева и талантливых музыкантов – совсем юных дарований, лучших представителей нового поколения и признанных мастеров мирового уровня.

Фестиваль откроется 15 марта большим симфоническим концертом. Впервые на сцене Большого зала филармонии - Российский национальный молодёжный симфонический оркестр под управлением лауреата всероссийских конкурсов Алексея Рубина. Солисты – народный артист РФ Денис Мацуев (фортепиано) и лауреат международных конкурсов лауреат XIV Международного конкурса имени П. И. Чайковского (вторая премия, серебряная медаль) Александр Рамм, виолончель. Дуэтом они исполнят Концерт для виолончели с оркестром № 1 ля минор, op. 33 К. Сен-Санса. Сразу после создания произведение привлекло новизной и, в то же время, удивительной стройностью формы, виртуозностью, которая нигде не переходит грань естественных возможностей инструмента, чуткой и одновременно яркой оркестровкой, а главное, завораживающим мелодическим богатством романтической музыки. Концерт уже прошел проверку временем. И пока живет виолончель, не подлежит забвению и это великолепное сочинение Сен-Санса.

Во втором отделении концерта в сольном исполнении Мацуева прозвучит Концерт № 3 для фортепиано с оркестром ре минор, op.30 С.В. Рахманинова – одного из самых любимых композиторов Маэстро. Концерт также славится своим техническим и музыкальным требованием к исполнителю и имеет репутацию одного из самых трудных концертов в стандартном фортепианном репертуаре.

Самый юный исполнитель вечера - участник XI Международного юношеского конкурса имени Сафонова (Пятигорск, 2015, Гран-при), Х Международного конкурса имени Караманова (Симферополь, 2015, I премия), XI Международного конкурса «Путь к мастерству» (Ростов-на-Дону, 2016, Гран-при), XVII Международного телевизионного конкурса «Щелкунчик» (Москва, 2016, I премия, приз зрительских симпатий), IV Международного конкурса Astana Piano Passion (2017, I премия) 15-летний Сергей Давыдченко (фортепиано). Он исполнит Концерт № 3 для фортепиано с оркестром До мажор, соч. 26 (2 и 3 части) С.С. Прокофьева: критики называют это сочинение «самым совершенным из сочинённых великим композитором».

16 марта - на сцене вновь Российский национальный молодёжный симфонический оркестр под управлением Алексея Рубина.

Солисты – народный артист России Денис Мацуев, лауреат международных конкурсов Юлиан Рахлин, Австрия (скрипка), солистка Московской филармонии Зарема Горбунова (флейта), лауреат международных конкурсов, артистка оркестра Мариинского театра Софья Кипрская (арфа). Денис Мацуев исполнит Концерт №1 для фортепиано с оркестром ре минор И. Брамса - сочинение симфонических масштабов, перекликающееся с Девятой симфонией Бетховена. В первой части концерта бушуют нечеловеческие страсти, а Adagio – прекрасный образец брамсовской лирики (сам композитор говорил, что вторая часть концерта – это портрет его музы Клары Шуман).

В Концерте для скрипки с оркестром Ре мажор, op.35 П.И. Чайковского сольная партия принадлежит Юлиану Рахлину - победителю Конкурса молодых музыкантов «Евровидение» (1988), в финале которого он играл с оркестром Концертгебау. Концерт Чайковского является одним из лучших произведений русского музыкального искусства. Наряду с Первым концертом для фортепиано с оркестром и Вариациями на тему рококо для виолончели с оркестром - это лучшее сочинение Чайковского в концертном жанре. Блестящая виртуозность партии солирующего инструмента сочетается здесь с подлинной симфоничностью, темпераментностью музыки, яркостью и сочностью колорита. В настоящее время этот концерт является обязательным произведением для исполнения на Международном конкурсе имени Чайковского.

Концерт для флейты и арфы с оркестром До мажор В-А. Моцарта прозвучит в исполнении оркестра, Заремы Горбуновой и Софьи Кипрской. Композитор написал этот концерт в 1778 году. Это один из двух его двойных концертов, а также единственное произведение Моцарта, в которое он включил партию для арфы. Концерт был написан по заказу Адриена Луи де Бонера, герцога де Гин, для себя и своей старшей дочери, Марии-Луизы-Филиппины. В то время арфа только начинала осваиваться и не считалась стандартным инструментом, а сам Моцарт питал на ее счет немало сомнений, что объясняет, почему он больше никогда не писал для нее. Партия арфы больше похожа на адаптацию фортепианной партии. Форма работы соответствует симфонии кончертанте, бывшей на пике популярности в Париже тех времен. Это произведение является одним из самых популярных примеров подобных концертов.

17 марта в Органном зале состоится сольное выступление Дениса Мацуева.

Для сольного концерта народный артист РФ выбрал произведения, которые не назовёшь иначе как золотой классикой. Это - знаковое сочинение Людвига ван Бетховена Соната для фортепиано До мажор, оp. 2, №3, посвященная учителю композитора – Й. Гайдну. Это одна из ранних сонат Бетховена, в которой, тем не менее, уже присутствует оригинальность и самобытность, затем обретшие тот неповторимый облик, который позволил его произведениям выдержать испытание временем.

Также будет исполнены Вариации на тему Корелли для фортепиано, op. 42 Сергея Васильевича Рахманинова - одно из поздних произведений русского композитора, размышление на излюбленную им тему вечно бегущего и все уничтожающего времени. Вариации написаны в 1931 году за рубежом, посвящены Фрицу Крейслеру. Рахманинов сам впервые исполнил «Вариации на тему Корелли» и впоследствии множество раз играл это произведение в разных концертах. Будучи гениальным пианистом, он использовал в вариациях практически всю палитру возможностей рояля, соединив виртуозную технику с тонкими жанровыми стилизациями и изысканной колористикой.

Прозвучит Баллада №4 фа минор, оp. 52 Фридерика Шопена - самая большая из его баллад, являющейся одним из лучших его созданий. Это последний возврат трагической героики, но уже со всеми характернейшими чертами мышления третьего периода творчества композитора. К тому же, баллада f-moll вся пронизана поэзией природы, отзвуками леса, воды и сельского быта, образами пасторали.

Meditation – «Размышление» - op. 72 № 5 Петра Ильича Чайковского – пьеса из последнего фортепианного цикла композитора. В данном случае можно говорить о подлинном цикле, хотя никаких пояснений автор не оставил. Однако весь опус имеет пьесы с программными заголовками. По содержанию и образному строю 18 пьес, ор.72 - это как бы Шестая симфония для фортепиано. Многие из них, например, «Размышление» прочно вошли в репертуар пианистов. Исполнение цикла - достаточная редкость. Первым целиком его стал исполнять уже в наши дни выдающийся исполнитель музыки Чайковского М.Плетнев.

Завершит вечер Соната для фортепиано №7 Си-бемоль мажор, оp. 83 Сергея Сергеевича Прокофьева. Святослав Рихтер – первый исполнитель сонаты - в 1943 году писал о силах хаоса и глубинного смертоносного зла, к которым прикасается соната, о том, что она ставит вопрос о смысле жизни человека, ответ на который ему непременно надлежит дать на фоне этих сил, и что этот ответ подразумевает мужественное жизнеутверждение и любовь ко всему живому. За Седьмую сонату в 1943 году Прокофьев был удостоен Сталинской премии второй степени.

18 марта - закрытие фестиваля.

Программа четвертого вечера - «Денис Мацуев и друзья: и классика, и джаз» - посвящена любимому увлечению Мацуева – джазу. Знакомые классические темы и свежие музыкальные веяния станут поводом для его импровизаций в кругу друзей – заслуженного артиста РФ, контрабасиста Андрея Иванова, лауреата международных конкурсов джазового барабанщика Александра Зингера. И уже по традиции, в концертной программе примут участие победители ТВ-конкурса «Синяя птица» – Ярослава Симонова (вокал), Софья Тюрина (саксофон), Анастасия Тюрина (балалайка) и Даниил Гуревич (ударные), покорившие многомиллионную аудиторию телезрителей и звездное жюри, в составе которого был и Денис Мацуев.

И, конечно же, Межрегиональный благотворительный общественный фонд «Новые имена» и Пермская краевая филармония в 9-й раз проводят межрегиональный конкурс юных музыкантов Перми и Пермского края на соискание стипендии, которые лауреаты получат из рук народного артиста России Дениса Мацуева, президента фонда. Церемония награждения победителей и гала-концерт состоятся 17 марта в 14.00 в Органном зале.

Не остался в стороне от фестиваля и проект «Виртуальный концертный зал». Открытие и закрытие фестиваля будут транслироваться в режиме он-лайн из Большого зала в Органный, а также в филиалы ВКЗ филармонии – Скобелевку, Осу, Ильинский, Полазну, Кунгур, Губаху, Звездный, Орду, Лысьву, Белоево, курорты «Красный Яр» и «Ключи» (открытие), Осу, Полазну, Кунгур, Губаху, Звездный, Орду, Лысьву, Белоево, Краснокамск, Юрлу, курорты «Красный Яр» и «Ключи» (закрытие).

Прямую трансляцию второго дня фестиваля - «Денис Мацуев и Российский национальный молодежный симфонический оркестр» смогут оценить жители Березников.

Сольный концерт Дениса Мацуева в прямой трансляции увидят и услышат жители Ильинского и Губахи.

«Сказания о Святых Земли Пермской»

19 марта в 19.00 ансамбль солистов «Хорус-квартет» Пермской филармонии на сцене Органного зала исполнит музыкально-историческую композицию «Сказания о святых Земли Пермской».

Коллектив Пермской краевой филармонии, лауреат всероссийских и Международного конкурсов «Хорус-квартет» под управлением Александра Рогожкина пользуется большим успехом у публики. Профессиональные певцы, лауреаты различных музыкальных конкурсов теноры - Александр Рогожкин и Максим Лаптев, баритон Максим Ануфриев и бас Эдуард Морозов – продолжают прекрасную русскую традицию ансамблевого мужского пения.

«Хорус-квартет» – участник более десятка престижных музыкальных фестивалей и конкурсов. В его репертуаре - русские песни и романсы, произведения прошлых лет, песни народов мира, эстрадные и джазовые композиции. Но основой репертуара «Хорус-квартета» является русская духовная музыка. И в этом направлении квартет активно сотрудничает с известным пермским композитором Геннадием Лукиных.

Геннадий Лукиных - композитор, аранжировщик, пианист, вокалист, лауреат всероссийских, международных конкурсов и Пермской премии имени композитора А.П. Немтина, член Российского авторского общества, обладатель «Золотого диплома» VII Славянского музыкального форума «Золотой Витязь». Им создано немало романсов, баллад, песен, произведений для вокального ансамбля и хора на стихи классиков русской поэзии и современных поэтов.

Более двадцати лет назад именно Г. Лукиных поддержал идею создания мужского ансамбля «Хорус-квартет». С тех пор их связывает большая творческая дружба. Вокальный цикл «Песни старого города» композитор написал специально для «Хорус-квартета» и органа. В содружестве с Геннадием Лукиных квартетом были созданы оригинальные программы «Хорус в степени N» и «Пасха Христова».

В музыкально-исторической композиции «Сказания о святых Земли Пермской», которая будет представлена слушателям в исполнении «Хорус-квартета», тоже прозвучат сочинения Геннадия Лукиных. Это духовно-патриотические произведения на слова протоиерея Алексия Марченко, написанные для сопрано, чтецов и мужского вокального квартета.

Кроме «Сказания о святых Земли Пермской», будут исполнены уникальные, чрезвычайно сложные с точки зрения гармонии и вокальной техники сочинения: «Стихира святителю Стефану Пермскому», «Быль о святых Стефане и Сергии», «Святая четверица епископов Пермских», «Похвала преподобному Трифону Вятскому», «Песнь о Верхотурском чудотворце», «Страданья Ныробского узника», «Святой Руси заветные преданья», «Русское слово», «Песнь князю Владимиру», «Песнь Русского воинства», «Величальная песнь», Величание Земле Пермской».

В концертной программе примут участие друзья «Хорус-квартета»: cолистка Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского Наталья Буклага (меццо-сопрано) и кандидат философских наук Анатолий Жохов.

Пермская филармония приглашает на мировую премьеру

Первое исполнение произведения «ЗАМОК ЭЙЗЕН» современного композитора Елены Асвойновой-Травиной 23 марта в 18.00 представят ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ Пермской краевой филармонии и лауреат международных конкурсов, гобоист Алексей Балашов (Москва).

«ЗАМОК АЙЗЕН» - фантазия для гобоя с народным оркестром по мотивам повести «Кровь за кровь» Александра Бестужева (1797-1837, литературный псевдоним – Марлинский).

Псевдоисторическое произведение Бестужева-Марлинского «Кровь за кровь» (другое название «Замок Эйзен») написано в 1825 году в традициях готического романа тайн и ужасов. Действие происходит под Нарвой в средневековом замке Эйзен - страшном символе насилия и зла. Властвовал в этом замке жестокий рыцарь - барон Бруно фон Эйзен. Много черного сделал он в своем лифляндском краю, иногда набегал и на русские земли. Его зверства и пороки не поддаются описанию, в бою и грабеже ему всегда везёт, латы его заговорены, замок неприступен, а сам он не знает жалости ни к своим, ни к чужим. Рыцарь-бандит Бруно фон Эйзен имеет на воспитании племянника Регинальда. Однажды, вздумав жениться, Бруно заставляет племянника отдать ему в жёны свою невесту...

По мысли Александра Бестужева, зло порождает зло. Отсюда и первоначальное название повести - «Кровь за кровь», отсюда и финал: уничтоженный до основания замок Эйзен.

Композитор Елена Асвойнова-Травина о музыкальной фантазии «Замок Айзен»: «Эпоха романтизма с её интересом к «национальным корням» – вот куда народный оркестр мог бы вписаться идеально! …Не потому ли возникает желание написать для оркестра русских народных инструментов нечто в стиле романтизма – причём не обязательно русского… ведь тянуло же иногда русских писателей-романтиков на «заграничное» – как, например, А. Бестужева-Марлинского. Его повесть «Кровь за кровь» переносит нас в европейское Средневековье… последуем же за писателем-декабристом на крыльях русского народного оркестра!».

Елена Асвойнова-Травина (р. 1978) - композитор-народник. Окончила в Костроме Детскую школу искусств по классу скрипки и по классу домры. За время обучения в школе искусств стала лауреатом Костромского областного конкурса юных исполнителей на народных инструментах. После окончания Костромского музыкального училища работала в оркестровой группе Ансамбля народной песни и танца им. Ю. Рыбникова, выступала как солист. Продолжила обучение в Костромском государственном университете им. Н.А. Некрасова. Лауреат фестиваля «Весенняя Кострома» (номинация «Композиция»). Работает в Оркестре русских народных инструментов Государственной филармонии Костромской области.

Алексей Балашов (р. 1983) - один из самых известных и востребованных гобоистов. Артист Академического симфонического оркестра Московской Государственной Академической филармонии под управлением народного артиста СССР, профессора Ю.И. Симонова. Окончил Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского по классу гобоя (профессор А. Уткин). Лауреат Международного конкурса гобоистов «Казанский Кремль» (I премия, Казань, 2007) и Международного независимого Интеренет–конкурса для духовых и ударных инструментов Ad Libitum (II премия, Казань, 2010). Его называют «виртуозом гобоя» за высочайший уровень исполнительского мастерства, проникновенную и деликатную манеру игры, красивый звук инструмента, совершенное владение техническими сложностями гобоя.

Лауреат международного конкурса-фестиваля Оркестр русских народных инструментов Пермской краевой филармонии (ОРНИ) – один из самых ярких, интересных и любимых публикой коллективов. С 2016-го года художественным руководителем ОРНИ является лауреат всероссийских конкурсов и Международного конкурса-фестиваля, доцент Галина Токарева. Каждый сезон Оркестр приглашает для совместных концертов самых ярких и талантливых музыкантов России.

Также в программе концертного вечера «Русский сувенир» прозвучат произведения Римского-Корсакова, Явтуховича и Глиэра.

Путешествие по звуковым лабиринтам

Станислав Шурин - один из крупнейших европейских органистов современности, а также композитор и ученый с мировым именем.

Родился в 1971 году в Трнаве (Словакия). В 12 лет начал играть на органе в церкви своего родного города. Окончил Государственную консерваторию Братиславы, Епархиальную консерваторию в Вене. Изучал игру на органе в Братиславской Академии музыки и драмы под руководством Ивана Сокола. Совершенствовал своё мастерство в классе Иоганна Труммера в Граце (Австрия).

Его сольные концерты состоялись в США, Мексике, Канаде и во многих городах Европы. В качестве солиста он неоднократно выступал со Словацким филармоническим оркестром и Национальным симфоническим оркестром Тайваня. Записал несколько дисков как солист.

За выдающийся вклад в популяризацию творчества Иоганна Себастьяна Баха среди современников удостоен приза Sebastian («Себастьян») Ассоциацией Ars Ante Portas (2009).

С 2002 по 2017 годы преподавал орган в Католическом университете города Ружомберок.

Станислав Шурин - основатель и организатор фестивалей органной музыки в разных городах Словакии, в том числе в соборе Св. Мартина в Братиславе.

Участвовал во многих транслируемых богослужениях (инаугурации словацких президентов с 1989 года, визит Папы Иоанна Павла II и другие мероприятия). В 2016 году, за продвижение христианских ценностей в искусстве, награжден очень высокой наградой - премией Fra Angelico (Фра Анджелико – великий итальянский художник 15-го века).

Совмещает активную исполнительскую деятельность с композицией. Он является автором «Трнавской мессы» и ряда других сочинений на церковные тексты, а также пишет песни на стихи словацких и французских поэтов. Среди последних выпусков - альбом песен Lady on the Train («Леди в поезде») на стихи Мирослава Валека. Выступает в качестве консультанта по реставрации исторических органов и строительству новых инструментов.

Концерт словацкого органиста обещает быть интересным. Станислав Шурин предлагает совершить увлекательное путешествие по звуковым лабиринтам с 16 века до наших дней. Прозвучат произведения Яна Свелинка, Иоганна Себастьяна Баха, Феликса Мендельсона. Особое внимание в своей программе органист уделил чешским и словацким композиторам, таким как Петр Эбен, Микулаш Шнайдер-Трнавски, Леош Яначек, Ян Валах. Станислав Шурин также исполнит собственную композицию «Фанфары».

28 марта в 19.00. Органный концертный зал.

31 марта в 18.00 Пермская филармония приглашает на единственный концерт Дмитрия Маслеева

Пермская публика уже имела возможность оценить неслыханный талант этого молодого артиста, обладателя 1-ой премии и золотой медали (единодушие жюри) XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского.

Дмитрий Маслеев родился в 1988 году в Улан-Удэ. Свои музыкальные способности проявил еще в раннем детстве. Окончил Московскую консерваторию в классе профессора Михаила Степановича Петухова, затем стажировался в Международной фортепианной академии на озере Комо (Италия). Победитель многих международных состязаний, среди которых – «Премия Шопена» в Риме (2011), конкурсы пианистов в Гайаре (Франция, 2010) и в Салерно (Италия, 2013).

Посла триумфального выступления на конкурсе имени П.И. Чайковского в 2015 году последовали гастроли, которые принесли пианисту признание мировой аудитории. Интерес к его творчеству во всем мире закрепил за ним статус «большого пианиста будущего» (La Croix), обладающего «блистательной виртуозностью» (Financial Times) и «музыкальностью метафизических пропорций» (Neue musikzeitung). Америка буквально влюбилась в Маслеева после его дебюта в Карнеги-Холле. На музыкальных фестивалях в Германии, Австрии, Швейцари, Франции он выступал в качестве главного приглашенного артиста. Его концерты транслировались по всей Европе.

Сегодня его оркестровые, сольные и камерные выступления с огромным успехом проходят в Европе, Азии, Северной и Южной Америке. Музыкант много играет как за рубежом, так и в России. График его концертов расписан на несколько лет вперед. На родине ему присвоили звание заслуженного артиста Республики Бурятия.

Дмитрий Маслеев начнет своё выступление с исполнения сонат. Людвиг ван Бетховен и Сергей Прокофьев - невозможно переоценить значение этих композиторов в жанре фортепианной сонаты. Прозвучит Соната № 3 До мажор Бетховена - объемная как симфония, состоящая из четырех частей, захватывающая красотой и величием, блистательной виртуозностью и глубоким трагизмом в медленной части.

Далее будут исполнены две одночастные сонаты Прокофьева, раннего периода его творчества. Соната № 1 фа минор отражает поиск стиля молодого композитора, она насыщена целым рядом драматургических находок. Соната № 3 ля минор – одна из самых известных и любимых сонат Прокофьева, ее кипучая энергия, яркость и динамизм неизменно увлекают слушателей.

Во втором отделении концерта доминирует музыка Фридерика Шопена. В обрамлении пленительных Ноктюрнов - си бемоль минор и до диез минор Op. Post (был опубликован после смерти Шопена) прозвучит его Полонез Ля-бемоль мажор, а также - «Экспромт» австрийского пианиста и композитора Карла Фильча - любимого ученика Шопена, которому судьба подарила всего лишь 14 лет жизни.

Завершит концерт «Испанская рапсодия» Ференца Листа - образец виртуозного романтического фортепианного стиля, требующий от исполнителя блестящей техники. «С Испанской рапсодией Листа, пьесой безумной сложности, русский пианист сумел справиться с экстремальной экономностью и строгостью. Никаких бесполезных эффектов в этом гордом и суровом исполнении, но мощное и пронизывающее прикосновение, огромная сила звука и безупречная виртуозность!», - писали о Маслееве после концерта на 73-м фестивале «Музыкальный сентябрь в Монтрё-Веве» (сентябрь, 2018, Зал Стравинского в Замке Шильон).

http://md-eksperiment.org/post/20190305-afisha-mart-2019-permskaya-filarmoniya

Вернуться

Вход  /  Зарегистрироваться
Забыли пароль? Отмена
Обратно