Пермская краевая филармония 82-й сезон

Двенадцать хоров

13 апреля 2018

DЕЛОВОЙ INТЕРЕС

В исполнении Уральского государственного камерного хора Пермской краевой филармонии, художественный руководитель и главный дирижер – народный артист России Владислав Новик, прозвучит сочинение a cappella на стихи А. Ахматовой, А. Блока, И. В. фон Гёте, Кара–Дарвиша, М. Ю. Лермонтова, В. Хлебникова, А. Изосимова.

Автор – современный санкт–петербургский композитор Александр Изосимов. Произведения Изосимова звучат в России и за рубежом. Среди исполнителей ведущие солисты мировых оперных театров: Геннадий Беззубенков, Олеся Петрова, Маргарита Грицкова, Мария Людько, Мария Литке; виртуозы–инструменталисты: скрипач Владислав Песин, пианист Николай Мажара; Уральский государственный камерный хор и Московский ансамбль современной музыки; симфонические оркестры Санкт–Петербурга и Самары.

Творчество композитора стало предметом научного рассмотрения, ему посвящены научные статьи, книги. В списке сочинений: опера «Потерянный рай», балеты: «Избранник», «Сказка о зеленой змее и прекрасной Лилии», кантата «Куликовская битва» для хора и оркестра симфония, четыре инструментальных концерта (фортепианный, два скрипичных и виолончельный), симфонические образы «Лики», «Иаония. Благодарность Жизнедателю» для хора, органа и камерного оркестра, «Химеры» для ансамбля инструментов, два струнных квартета, две cонаты и многое другое.

Александр Изосимов, вспоминает, что дирижер Владислав Новик еще около пяти лет назад предложил написать сочинения для хора. Это случилось после удачного совместного концерта. 
Однако вдохновение пришло не сразу.

– 12 хоров для хора a cappella я начал писать в мае 2016 года, а через месяц завершил произведение, – делится Александр Изосимов. – Писать на заказ не люблю, но так получается иногда, что прозвучавшая мысль через некоторое время оживает во мне замыслом. Так случилось и в этот раз. Оказалось, хоры просятся наружу…

Композитор добавил, что, отдавшись стихийному течению процесса, он отмечал про себя, где и чего не хватает для полноценного звучания и эмоционального наполнения.

– Почему–то мне очень нужен был хор о настроении святого Грааля, о чаше, куда была собрана кровь Христа, – делится Александр Изосимов. – Под рукой не было подходящего текста, тогда сел и сочинил его сам и почти одновременно написал музыку или даже чуть ранее. У этого хора возникло как бы отражение состояния – «Ноктюрн–хор» без слов. Размещенные почти по краям цикла оба хора как бы создают подобие чаши.

Христианская направленность цикла была усилена образом из «Фауста» Гете. Это обращение души человека с слезной мольбой к Богоматери (хор «Молитва Маргариты»). Общечеловеческая тематика вызвала потребность в контрасте. Таким контрастом стала серия хоров русской тематики. Причем «русской» в широком смысле этого слова. Русское пространство включало в себя не только русское как национальную аутентичность (хор «Тамбовская казначейша»), но и грузинские мотивы (хоры «Грузинка», «Пляска на горах»), и духовные миры, осеняющие Русь (хор «Ангел»), и прошлое (хоры «На поле Куликовом», «Эпическая песнь»), и близкие к нам времена (хор «У самого моря»), и обитателей моря (хор «Дельфины»), и особенность национального смешливого духа (хор «Смеюнчики»).

– Причудливое сочетание разного сплелось, срослось в целое. Конечно, эти хоры можно исполнять и по отдельности. Я это сразу предложил Владиславу Новику, но он настоял, что исполнять будет целиком, – добавил Александр Изосимов. – Как в прошлый раз, когда он со своим коллективом поднял произведение «Сопереживание душе», которое коллеги–хоровики считали неисполнимым. (Тогда на репетиции с замиранием сердца я следил, как рождается звучание, как преодолеваются стереотипы мышления, предвзятость.) Так и теперь волнуюсь, жду. Мне хочется, чтобы музыка этих хоров произвела хорошее впечатление на слушателей, стала событием в культурной жизни города, обрела исполнительские коллективы. Но первым таковым станет замечательный Уральский государственный камерный хор под управлением народного артиста РФ Владислава Новика.

По мнению музыковедов, шагом вперед в плане поисков новых решений модальной гармонии и технологии музыкального языка «дышащий лад» стали «12 хоров a cappellа», воспринятое и сопережитое в духе антропософии Рудольфа Штейнера, что стало ключевым композиционным моментом цикла. Ему контрастируют темы русской военной истории, провинции, Кавказа. Сейчас Александр Изосимов — в кульминационной поре своей творческого поиска.

http://delint.ru/week-end/9114-dvenadcat-horov.html

Вернуться

Вход  /  Зарегистрироваться
Забыли пароль? Отмена
Обратно