Пермская краевая филармония 83-й сезон

Сати СПИВАКОВА: «Настоящая женщина всегда кого–то любит»

9 ноября 2018

DЕЛОВОЙ INТЕРЕС

В Перми побывала с выступлениями известная актриса и телеведущая Сати Спивакова. В отличие от своего звездного супруга, подарившего нашему городу всероссийский фестиваль «Владимир Спиваков приглашает» (лето в Перми начинается с него уже почти целое десятилетие), Сати пригласила пермяков на собственные выступления впервые.

На «Ночи искусств» в Пермской краевой филармонии она предстала перед зрителями в пронзительном, тонком литературно–музыкальном спектакле «Нежность» по одноименному рассказу Анри Барбюса. И через день там же, но уже в рамках Международного фестиваля органной музыки, посвященного 15–летию пермского органа, участвовала в удивительном, по–настоящему семейном спектакле «Тайные сказы Урала» по мотивам сказов Павла Бажова. Прием был прекрасный. А буквально перед выходом на сцену актриса рассказала о том, как связан орган с «Малахитовой шкатулкой», чем французская история любви в пяти письмах зацепила ее много–много лет назад, и что мы неизбежно теряем с уходом в прошлое эпистолярного жанра.

«НЕЖНОСТЬ» ОТ РОМАНА ВИКТЮКА

– Сати, вы не раз говорили, что считаете «Нежность» своим произведением. Почему?

– Еще в Ереване, когда я училась в школе и была уже нацелена на актерскую профессию, услышала эту новеллу в исполнении очень известной в Армении чтицы. Фамилия ее сейчас вылетела из головы, но помню, что ее звали Сусанна. Тогда вообще были в моде чтецкие программы, вечера поэзии, прозы. И «Нежность», когда мне было лет 15, меня просто поразила. Я даже готовила ее для вступительных экзаменов в ГИТИС.

– А как сложился союз с Романом Виктюком, поставившим по этой новелле спектакль с вашим участием?

– Долгие годы я вообще не играла на сцене. А когда решила попробовать себя вновь, Роман Григорьевич любезно согласился сделать для меня спектакль. Надо сказать, что и Басиния Шульман (в ее фортепианном исполнении звучит в «Нежности» музыка Шумана и Брамса.– Авт.) проявляла завидный энтузиазм: она очень хотела создать совместно со мной какую–нибудь программу, где музыка соединялась бы с литературой. К сожалению, найти подходящий материал никак не удавалось. Виктюк предлагал мне две пьесы, но ни с той, ни с другой не сложилось. И вот, перебирая как–то свои бумаги, я случайно наткнулась на эти листочки, которые хранились у меня лет тридцать.

Знаете, бывает такое: лежит себе ящик с бумагами годами – и вдруг ты почему–то начинаешь его разбирать! Предложила «Нежность» Роману Григорьевичу. Выяснилось, что когда–то он делал ее для Маргариты Тереховой. «Знаю это. Я уже все придумал», – ответил он буквально через час. И начались наши репетиции.

– В чем была главная сложность?

– Новелла Барбюса очень короткая. Но каждое слово там важное, и то, что за текстом, тоже очень важно. Как это умеет Виктюк, он выстроил интересную, мне кажется, пластическую линию спектакля, сливающуюся с музыкой. (Музыкальные шедевры эпохи романтизма, помимо Басинии Шульман, исполняет в спектакле квартет солистов оркестра «Виртуозы Москвы». – Авт.) Я прочла «Нежность» по–французски, почувствовала, как она звучит в оригинале. Сверила несколько переводов, в результате мы соединили два, чтобы достичь максимальной точности.

ВЕЛИКАЯ ЛЮБОВЬ ИЛИ КОВАРСТВО?

– Выходя на сцену в этой роли, вы привносите в нее что–то свое?

– Ну да, надо выкапывать из себя боль. Боль уходящего времени, женского одиночества… Но вообще актеры же не играют себя – они играют условных персонажей. Не знаю, как бы я повела себя, оказавшись в такой ситуации, но, наверное, это был бы какой–то шаг отчаяния.

После первого спектакля, сыгранного еще в 2014 году, в соцсети развернулась целая дискуссия. Одни писали, что это и есть великая любовь. Вторые называли это великим эгоизмом. Третьи – великой женской жестокостью и коварством. У каждого – своя версия. И это прекрасно!

– А чем, на ваш взгляд, любящая женщина отличается от нелюбящей?

– По–моему, если женщина настоящая, она всегда кого–то любит.

– История, рассказанная Барбюсом, – это история конца XIX века. Сегодня эпистолярный жанр практически умер. И даже если кто–то еще пишет письма, то, как правило, это переписка в виртуальном мире. Как думаете, что–то при этом теряется?

– Первое, что мы все теряем, тыкая в кнопки, – это почерк. Многие уже пишут как курица лапой. С другой стороны, непонятно, как работает сейчас Почта России. Мне послали письмо в прошлом декабре, а я до сих пор его не получила. (Смеется.) Конечно, я тоже пользуюсь интернетом и мобильным телефоном, но по–прежнему много пишу на бумаге. В ГИТИСе педагоги приучили нас переписывать свои роли от руки, и привычка эта сохранилась со студенческих времен.

– А если говорить о содержании писем, то можете ли вы представить в сегодняшних эсэмэсках тот же любовный восторг, боль утраты, ошеломляющую откровенность, что и в письмах, которые вы читаете в «Нежности»?

– Могу. Просто эсэмэску можно стереть, а письмо – нет.

– За четыре прошедших года вы не раз показывали этот спектакль за границей. А в России?

– В России тоже: в Москве, Питере, Екатеринбурге, сейчас вот в Перми. Кстати, «Нежность» в Пермь я привезла благодаря тому, что вначале здесь возник проект по сказам Бажова. Мне предложил поработать в нем замечательный артист Владимир Кошевой, которого многие наверняка знают по ролям в сериалах «Преступление и наказание», «Григорий Р.» и другим. С ним и с моим большим другом – дирижером Фабио Мастранджело мы сделали недавно музыкальный спектакль «Пер Гюнт». И, поскольку работать вместе нам очень понравилось, Кошевой пригласил меня в «Тайные сказы Урала» – они уже стояли у него в программе вашего органного фестиваля.

БАЖОВ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ

– В Перми состоялась премьера этого спектакля?

– Да, мировая премьера! Хотя правильнее называть его не спектаклем. Ведь никакого действия на сцене тут нет – просто идет сказ, соединенный с музыкой. И надо только голосом своим донести до зрителей дивную сказку Бажова, чтобы они увидели живую картину.

Раньше я никогда не выступала в амплуа народницы. Именно это – нужная интонация, выговор, способность органично войти в них – было поначалу сложным. Сказ же нельзя читать так, как читаешь, допустим, поэзию Ахматовой. Здесь я и Хозяйка Медной горы, и дочь горного мастера Степана Танюшка, и его жена Настасья. Это как ребенку сказку читать! Сразу вспомнила, как читала сказки своим детям, когда чувствуешь себя одновременно и волком, и Красной Шапочкой, и бабушкой.

– Музыкальные иллюстрации к «Тайным сказам Урала» создает семейный дуэт из Санкт–Петербурга – Даниэль и Евгений Зарецкие. Расскажите немного об этом.

– В исполнении Даниэля (орган) и Евгения (фортепиано) звучит музыка Шостаковича, Прокофьева, Бородина. И это неслучайно. Восхищаясь бажовскими сказами, где каждое слово необыкновенно вкусное, можно подумать, что это старинное русское искусство. А на самом деле Бажов сумел погрузиться в искомую Русь в страшные для страны годы – в конец 1930–х – 1940–е. Хорошая музыка все сцепляет. А с органом, мне кажется, это приобретает еще больший масштаб.

– Нынешняя программа создана по мотивам лишь двух сказов – «Хозяйка Медной горы» и «Малахитовая шкатулка». Ждать продолжения?

– Конечно. Вначале мы думали сделать сразу четыре сказки, объединенные персонажем Малахитницы, – еще «Каменный цветок» и «Горный мастер». Но даже при попытке их сократить продолжительность программы не получалась меньше трех часов. Поэтому от двух сказок пришлось отказаться. Если нас снова позовут в Пермь – вторая серия будет здесь же, если нет – где–нибудь в другом месте. Но будет обязательно.        

Вера Шуваева

СПРАВКА IN

Сати Спивакова еще студенткой ГИТИСа снималась на «Арменфильме». В 19 лет сыграла свою главную роль – в фильме–опере «Ануш». В 2000–е годы стала успешной телеведущей и автором собственных программ «Сати» и «Камертон». С 2010 года ведет музыкально–образовательное ток–шоу «Нескучная классика», получившее телевизионную премию «ТЭФИ». Была ведущей телепроектов «Большая опера» и «Нано–опера». Среди последних театральных работ актрисы – главные роли в спектаклях «Нежность», «Фетишист», «Машина Мюллер», «Высокая вода венецианцев».

http://delint.ru/week-end/10667-sati-spivakova-nastoyaschaya-zhenschina-vsegda-kogoto-lyubit.html

Вернуться

Вход  /  Зарегистрироваться
Забыли пароль? Отмена
Обратно