ГКБУК «Пермская краевая филармония» 83-й сезон

Скрипка, фортепиано и совсем не нервно!

15 февраля 2019

DЕЛОВОЙ INТЕРЕС

Молодые, но уже прославленные и очень успешные солисты Московской филармонии Филипп Копачевский и Павел Милюков дуэтом в Перми выступают не впервой. Но если пианист Копачевский бывает в нашем городе, по его собственному признанию, ежегодно, то скрипач Милюков родные пенаты (он – наш земляк) жалует гораздо реже. Вот и в этот раз признался, что не был в Перми уже два года.

УЧИТЕЛЬ МИЛЮКОВ

– Филипп, помните свое самое первое выступление в Перми?

– Мне кажется, это был 2010 или 2011 год, фестиваль Владимира Спивакова (2010 год, I Всероссийский фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…», Филиппу было 20 лет. – Авт.), я играл Концерт ми минор для фортепиано с оркестром Шопена. И это было для меня очень знаменательное событие, потому что, во–первых, это был первый совместный концерт с Владимиром Теодоровичем, а во–вторых, это был мой самый первый приезд в Пермь.

– Помните, как вас принимали?

– У вас замечательная, очень теплая публика, прекрасный зал с хорошей акустикой, замечательный рояль, я каждый раз с большим удовольствием сюда приезжаю.

– Павел, а вы, наведываясь в родной город, намечаете себе планы – вот это и это нужно сделать обязательно? Или главное все–таки концерт?

– Конечно, главное всегда – концерт. Но при этом обязательно стараюсь заехать к родным, в Перми по–прежнему живут мои родители. Друзей, к сожалению, повидать не удается, но очень–очень хочется. В этот раз еще удалось позаниматься с ребятами из родной первой музыкальной школы.

– С учениками Татьяны Аркадьевны Шевцовой – вашего педагога?

– К сожалению, не получилось. Она уже в возрасте и плохо себя чувствует. Но надеюсь, что в дальнейшем с этими ребятами будем видеться чаще – я сейчас преподаю в Московской консерватории. И это очень важно для них.

– Как оцениваете нынешнюю музыкальную молодежь? Не перевелись таланты на Руси?

– Появился очень удачный новый проект – Российский молодежный оркестр. Его создание подразумевает еще и академию. Каждому музыканту оркестра уделяется очень много внимания именно как солисту. С ними занимаются как наши самые известные педагоги, так и зарубежные. В частности, с группой скрипачей как концерт­мейстер занимался я.

ИХ ЖДУТ АВСТРИЯ, ГРЕЦИЯ, ИТАЛИЯ, УРУГВАЙ…

– Как и когда сложился ваш дуэт?

Павел: – Мы давно играем вместе, нас свела Московская филармония, до этого мы были отдаленно знакомы, конечно, но вместе не выступали. А теперь переиграли уже массу всевозможных программ!

Филипп: – С Павлом играем уже много лет и вдвоем, и трио, и с оркестрами. В основном мы, конечно, выступаем сольно, но с большим удовольствием музицируем и совместно. Он замечательный музыкант, прекрасный скрипач, и каждая встреча – это момент некоего совместного созидания.

– Вы оба к нам приехали с гастролей?

Павел: – Да, был в Сибири – Красноярск, Новосибирск и где–то еще… а, Санкт–Петербург!

Филипп: – А я к вам из дома – Москвы…

– Куда отправитесь дальше?

Филипп: – Вернусь домой в Москву, а потом – снова гастроли. В этом году будут Австрия, Италия, Греция, Уругвай и очень много концертов в России. Это будут и сольные программы, и дуэты, и выступления с оркестрами. Свои программы я стараюсь строить так, чтобы в них присутствовали концепция, внутренние логика и линия, чтобы программа была в хорошем смысле театральна, а не просто набор сочинений из кармана. Это очень важно: не дать потеряться вниманию слушателя.

Павел: – У меня концерты в Москве, в Вене с Австрийским камерным оркестром.

КОМУ — «СТЕЙНВЕЙ», КОМУ — СТРАДИВАРИ

– Филипп, часто ли приходится сталкиваться с некачественными инструментами?

Филипп: – Действительно, в последнее время у меня очень много концертов. И благодаря Московской филармонии множество концертов именно в России. Но складывается хорошая тенденция по стране: даже в провинции появилась масса качественных роялей известных марок, которые приобретаются филармониями. Это замечательно и очень важно!

– А дома у вас какой–то раритетный инструмент?

Филипп: – Нет, у меня небольшой кабинетный рояль, на нем я занимаюсь уже около 10 лет, привык.

– Павел, ваш Гварнери по–прежнему капризничает от перепадов температур на гастролях?

Павел: – Это новый для меня инструмент Антонио Страдивари 1715 года. Я играю на нем лишь пару–тройку месяцев. Считаю, что это один из лучших инструментов в мире. Мне дал его во временное пользование один из международных фондов.

– Уже привыкли друг к другу?

– Это процесс непростой, но просто прикоснуться к такому инструменту – уже чудо.

– Кто на нем играл, вы знаете?

– На нем немного играли. В последнее время особенно. Но одно из громких имен – Юахим, когда–то она принадлежала ему (Юхан Юахим Агрелл – шведско–немецкий композитор, скрипач и дирижер, учился в Упсале. В 1734 был придворным скрипачом в Касселе, ездил в Англию, Францию, Италию и другие страны. С 1746 года был капельмейстером в Нюрнберге – Авт.).

СИНАТРА, РЕЙ ЧАРЛЬЗ И ГЕНИЙ ЩЕДРИН

– Как много вы занимаетесь?

Филипп: – Стараюсь каждую свободную минуту. Но, увы, в детстве была возможность заниматься по 5–6 часов, теперь такой возможности просто нет из–за постоянных перелетов и переездов.

Павел: – Трудно сказать, что я много занимаюсь ежедневно. Все свободное время стараюсь уделять занятиям, но в последнее время его крайне мало.

– Когда учите новые произведения?

Филипп: – Я и говорю – каждую свободную минуту, в самолетах, поездах… Для музыканта чрезвычайно важна работа не только за инструментом, но и в голове, когда все обдумывается, анализируется.

Павел: – Полностью подписываюсь под словами Филиппа.

– Какую музыку предпочитаете слушать?

Павел: – Музыку слушаю чаще всего ту, которую сам собираюсь исполнять. Или симфоническую. До современной не доходят ни руки, ни время. Слежу ли за современными тенденциями в академической музыке? Безусловно! Но она претерпевает многочисленные, если можно так выразиться, фильтрации. Выражусь деликатно: не вся современная классическая музыка актуальна. Время покажет, какая останется и будет принята. Но я очень люблю и всегда рад открыть ноты современного произведения. Нам повезло, что мы современники величайшего композитора Родиона Щедрина. Я играю его Концерт и это, поверьте, невероятное чувство. Он гигант, наше все, я даже слов не могу подобрать, чтобы о нем рассказать. Счастлив, что знаком с ним лично, что мне иногда удается играть его музыку, когда он лично присутствует в зале.

Филипп: – Сегодня в музыке очень много всего происходит. Невозможно за всем уследить. Не могу что–то выделить. Сам я слушаю немного джаз, немного классику. Современную поп–музыку не очень люблю, честно говоря. Ретро – да. Синатра, Рей Чарльз и что–то в таком же духе 1960–70–х годов.

ПЕЙЗАЖИ — ДЛЯ ТЕЩИ

– Павел, вы по–прежнему играете в хоккей и бильярд?

– На бильярд и хоккей времени совсем нет: гастроли, концерты, преподавание…

– Филипп, а у вас есть мужские увлечения?

– Одно время тоже играл в бильярд и в футбол. Старался, конечно, делать это аккуратно, чтобы не повредить свой главный «инструмент» – руки. Рисовал очень много. Стараюсь развиваться разносторонне, не замыкаясь только на музыке. Для творческого человека очень важны разрядка, отдушина, интересы, которые расширяют кругозор. Это и чтение книг, и все, что угодно…

– В какой манере вы рисуете?

– Мне жена года два назад подарила набор масляных красок с мольбертом, и я где–то на полгода очень сильно этим увлекся.

– Где теперь ваши работы?

Филипп: – Какие–то у мамы, какие–то – у тещи, что–то – дома. Не все же были удачные, я еще только пытаюсь чему–то научиться. Самое сложное – это нарисовать человеческое лицо. Пейзажи для непрофессионалов все–таки легче: берешь кисть и стихийно пытаешься что–то изобразить, потому что маслом рисовать, не умея, очень сложно. Но ты учишься немножко сам у себя. Нет, в детстве рисовать я не учился…

– Из последних прочитанных книг что запомнилось?

Филипп: – Ежегодно выходят три тысячи новых книг. За всю жизнь можно не успеть все это прочитать. Но я бы всем советовал прочитать Германа Гессе. «Степного волка». «Игру в бисер»? – в меньшей степени. Но больше всего мне у него нравится «Сиддхартха». Еще есть замечательный шотландский писатель Иэн Бэнкс. Самое известное его произведение – «Осиная фабрика», как–то все к ней прицепились, но мне нравятся «Мост» и «Шаги по стеклу». Чехова люблю…

ПЕРМЯКИ — РЕАЛЬНО ПРОДВИНУТЫЕ

– Что бы вам непременно хотелось исполнить в Пермской филармонии?

Павел: – Планы громадные, хочется именно в Перми поиграть с оркестром – больших наших и зарубежных композиторов, романтику, ХХ век. Люблю возвращаться в этот город!

Филипп: – Для меня огромное удовольствие приезжать в Пермскую филармонию. Когда меня сюда приглашают, всегда стараюсь построить программу в соответствии с моими интересами и интересами публики. Программы складываются из этих ежегодных встреч, исходя их тем и вещей, близких мне на данный момент. Очень много хочется всего сыграть. Для рояля написано невероятное количество музыки. И это только для рояля! А если брать вкупе с другими инструментами?..

– Оцените, только честно, пермскую публику. Приезжие музыканты хвалят ее на все лады. Это объективно или дежурные комплименты?

Павел: – Пермяки – действительно очень продвинутая публика. Пермь – культурно развитый город. Играть здесь одно удовольствие и есть ощущение понимания, что тоже немаловажно. И зал – мне очень нравится Органный зал Пермской филармонии, он небольшой, хотелось бы, может, побольше, чтобы больше публики вмещал. Акустика хорошая, много дерева, орган резонирует и вся конструкция, уходящая вверх – это многого стоит!

– Скажите, пожалуйста, несколько слов о программе.

Филипп: – Программа концерта в Перми достаточно разнообразна и разнохарактерна. В первом отделении – Восьмая соната Бетховена для скрипки и фортепиано и Вторая соната Брамса. Во втором отделении – Элегическая поэма для скрипки и фортепиано Изаи, после этого я сольно исполню очень необычную сюиту из «Пер Гюнта» Грига в аранжировке замечательного пианиста Григория Гинзбурга. После чего вместе мы сыграем Гершвина – парафразы И. Фролова на темы оперы «Порги и Бесс». Это будет небольшое путешествие по стилям классической музыки – от Бетховена – непосредственно к ХХ веку. Это пермская премьера.

Павел: – Считаю, подобрана очень красивая музыка. Шикарная Вторая соната Брамса, сегодня ее редко играют. 

http://delint.ru/week-end/11407-skripka-fortepiano-i-sovsem-ne-nervno.html

Вернуться

Вход  /  Зарегистрироваться
Забыли пароль? Отмена
Обратно