ГКБУК «Пермская краевая филармония»

Александр Зацепин «Разговор со счастьем» 6+

Александр Зацепин «Разговор со счастьем»
14 июня 2016, вторник, 19:00 Органный концертный зал

Виртуальный концертный зал.

Видеозапись концерта 8 марта 2016, концертный зал имени П. И. Чайковского г. Москва

90 лет со дня рождения композитора.

Российский государственный симфонический оркестр кинематографии
Дирижер – Сергей Скрипка
Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова
Сергей Степанченко, Леонид Серебренников, Валерия Ланская, Ирина Медведева, Анна Бутурлина, Кристина Аглинц, Сергей Плюснин, Олег Гончаров, Кристина Дудина
Группа «Республика»
Руководитель – Андрей Пряжников
Академия детского мюзикла
Музыкальный руководитель – Гельсят Шайдулова
Концерт ведут:
Леонид Серебренников и Наталья Селезнёва
Режиссёр – Сергей Капков

В ПРОГРАММЕ:
Зацепин
Музыка из фильмов и мультфильмов: «Бриллиантовая рука», «Операция Ы и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Не может быть!», «Иван Васильевич меняет профессию», «Земля Санникова», «Двенадцать стульев», «Женщина, которая поёт», «Центровой из поднебесья», «Отважный Ширак», «Белый рояль», «Свистать всех наверх!», «Красная палатка», «31 июня», «Фильм, фильм, фильм», «Тайна третьей планеты»

 

Александр Сергеевич Зацепин (р. 1926)

«Двенадцать стульев» и «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука» и «Иван Васильевич меняет профессию», «Женщина, которая поет» и «31 июня» – эти фильмы из прошлого ХХ века широко популярны и в наши дни не только вследствие блистательного актерского состава и режиссуры, но и благодаря талантливой, легко запоминающейся музыке. Ее автор Александр Сергеевич Зацепин – один из известнейших не только в России, но и за рубежом мастеров, на протяжении многих десятилетий активно и плодотворно работает в жанрах киномузыки, песни, мюзикла. Многие его песни, созданные для кино, сойдя с экранов обрели самостоятельную жизнь, с успехом звучат в концертах, по радио и телевидению.

Александр Зацепин родился в 1926 году в Новосибирске и поначалу осваивал техническую специальность, готовясь стать инженером-железнодорожником. Будучи на военной службе, он самостоятельно научился играть на нескольких музыкальных инструментах, служил в Ансамбле песни и пляски Сибирского военного округа. В 1956 году окончил Алма-Атинскую консерваторию по классу композиции, его учителем был народный артист Казахстана, профессор Е. Г. Брусиловский. Среди его первых сочинений – «Индийская сюита», балет «Старик Хоттабыч» (дипломная работа, поставленная в Алма-Атинском театре оперы и балета). В 1957 году он пишет музыку к своему первому художественному фильму – музыкальной комедии «Наш милый доктор», – песня из которого «Надо мной небо синее» сразу же становится популярной. Вскоре приходит звездный час – Александра Зацепина приглашает к сотрудничеству талантливый режиссер Леонид Гайдай. Благодаря блестящему творческому союзу всенародную любовь обрели комедии «Операция “Ы” и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию», «Двенадцать стульев», «Не может быть», «За спичками», «Спортлото-82», «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» и другие киноленты.

Талант композитора по достоинству ценили и многие другие режиссеры – он написал музыку более чем к 120 художественным и анимационным фильмам, в числе которых «Красная палатка» Михаила Калатозова (фильм снят в двух вариантах – с русской и итальянской звуковой дорожкой, музыку ко второй написал Эннио Морриконе), «Земля Санникова» Альберта Мкртчяна и Леонида Попова, «Капитан Немо» Василия Левина, мультфильм «Ну, погоди!» Вячеслава Котёночкина (совместно с Георгием Гараняном), первый отечественный научно-фантастический мультфильм «Тайна третьей планеты» Романа Кочанова и др.

Александр Зацепин обладает особым даром слышать свое время и талантливо запечатлевать в музыке его интонации и ритмы, мгновенно откликаясь на новые веяния в сфере популярных жанров. Каждая его песня отмечена ярким мелодизмом, ритмической изобретательностью и остротой, мастерской аранжировкой. И неизменно – профессионализмом и безупречным вкусом. Он создал более 300 песен, многие из которых уже давно стали классикой, пережившей свое время – «Остров невезения», «А нам все равно», «Есть только миг», «Куда уходит детство» и многие другие. Среди поэтов, к творчеству которых обращался композитор, – и русские классики («Восемь романсов» на стихи А. Блока, А. Ахматовой, Б. Пастернака, О. Мандельштама, В. Маяковского), и наши современники. С 1965 года Александр Зацепин сотрудничал с Леонидом Дербенёвым, создав с ним более 100 замечательных песен (вплоть до ухода поэта из жизни).

Блестящий дар композитора сочетается в этом человеке с умом и техническим талантом радиолюбителя и энтузиаста профессиональной звукозаписи. В начале 70-х годов А. С. Зацепин на собственные средства первым в стране создал домашнюю студию, не уступающую по своим параметрам радийным или телевизионным. Он самостоятельно паял, собирал и монтировал многие устройства, что-то на свой страх и риск «доставал» за границей. Все музыканты, работавшие в этой студии, находились будто в сказке, настолько высок был ее технический уровень. Здесь записывались известные артисты – В. Золотухин, Я. Йоала, М. Магомаев, В. Ободзинский, В. Толкунова, Т. Анциферова, М. Боярский, А. Ведищева, Л. Долина, Ж. Рождественская, группа «Ариэль» и другие. Едва ли не лучшие песни из репертуара Аллы Пугачевой принадлежат Александру Зацепину – «Куда уходит детство», «Этот мир», «До свидания, лето», «Волшебник-недоучка», «Так же, как все» и многие другие композиции на долгие годы прочно утвердились в ее репертуаре. Композитор познакомился с певицей в середине 1970-х годов. В его студии она записала более 20 песен к фильмам, которые озвучивала – «Центровой из поднебесья», «Фантазии Веснухина» и другие. Затем последовал культовый музыкальный фильм с артисткой в главной роли – «Женщина, которая поет», – большинство песен к этой ленте созданы Л. Дербеневым и А. Зацепиным. По результатам опроса читателей журнала «Советский экран» А. Пугачева была признана лучшей киноактрисой 1978 года. Фильм стал лидером проката и собрал на своих сеансах 54,9 миллиона зрителей. Такой аудитории в Советском Союзе еще не знал ни один музыкальный фильм.

В том же 1978 году вышла еще одна знаковая для советского кинематографа лента с музыкой А. Зацепина – музыкальный фильм «31 июня» Леонида Квинихидзе. Совершенно оригинальная работа стала «первой ласточкой» жанра фэнтези в искусстве отечественного кино. Необычный сюжет и режиссерские решения позволили как никогда ранее полно раскрыться дарованию композитора, проявившему себя и талантливым мелодистом, и великолепным аранжировщиком, и состоявшимся мастером электронной музыки. Звуковая дорожка к фильму совершила настоящую революцию в отечественной киномузыке, а песни значительно опередили свое время и даже в наши дни звучат свежо и современно. К сожалению, вскоре после премьеры фильм был запрещен к показу – по официальной версии причиной стала эмиграция в США артиста балета Большого театра Александра Годунова.

Для композитора начался сложный период: в его творчество постоянно кто-то вмешивается, рекомендуя – как писать музыку; уходит из жизни супруга; новый музыкальный фильм «Душа» с Софией Ротару в главной роли не имеет такого же успеха как «Женщина, которая поет». Сорвался выгодный контракт с американской фирмой – Александру Зацепину сказали, что советский композитор не должен сотрудничать с США. В 1982 году музыкант, не меняя гражданства, уехал во Францию. Там он написал музыку фильму «Самоубийца» (Германия – Финляндия), в 1985 году вернулся в Москву и создал музыку к шестнадцати фильмам. Среди них – «Она с метлой, он в черной шляпе», «Где находится нофелет?» «Частный детектив, или Операция “Кооперация”», «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди». В 1992 году Александр Сергеевич женился и уехал в Париж с супругой Светланой. Затем композитор вновь вернулся и создал мюзикл «Русское Рождество в Париже» (совместная российско-французская постановка, шла в Париже в 1992/93). В Москве он написал музыку к фильму «Казус Белли» И. Угольникова. Композитор сотрудничал с немецкими компаниями и исполнителями, с режиссером Андреем Кончаловским. В новом тысячелетии Александр Зацепин создает музыку к фильмам «Красная капелла», «В июне 41-го», «Лекарство против страха», «Кавказская пленница!» (ремейк комедии Л. Гайдая) и другим работам; творческие вечера композитора проходят в крупнейших столичных залах при участии известных музыкантов, в том числе Российского государственного симфонического оркестра кинематографии под управлением Сергея Скрипки; а на «Площади звезд» появляется памятный именной знак композитора. Но самое главное – многие песни А. Зацепина, спетые когда-то М. Кристаллинской, Н. Бродской или О. Ануфриевым, обретают новую жизнь в современных аранжировках у Алсу, С. Пьехи, Н. Расторгуева и других артистов.

В нашей стране и за рубежом выпущен не один десяток компакт-дисков с музыкой композитора. Он также является автором книги «Есть только миг».

Александр Зацепин неоднократно завоевывал премии на престижных российских и международных конкурсах. Он удостоен почетных званий «Заслуженный деятель искусств России» и «Народный артист Российской Федерации», ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени и других наград; является членом-корреспондентом Национальной академии кинематографических искусств и наук России, членом Союза композиторов СССР и Союза кинематографистов СССР.

Вернуться
Вход  /  Зарегистрироваться
Забыли пароль? Отмена
Обратно
Мы используем cookie Во время посещения сайта ГКБУК «Пермская краевая филармония» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.