ГКБУК «Пермская краевая филармония»

Цудоўна, выдатна, бiс!

Цудоўна, выдатна, бiс!

Великолепным выступлением Государственного камерного оркестра Республики Беларусь открылся XVII Международный фестиваль органной музыки Пермской филармонии.

Публику, с волнением ожидавшую начала концерта, приветствовали министр культуры Пермского края Алла Платонова и директор Пермской краевой филармонии Галина Кокоулина.

- Мне кажется, очень важно подчеркнуть, что искусство, и музыка в особенности, понятна всем и каждому, вне зависимости от языка, даже младенцу, который еще не владеет речью. Музыка – это искусство, которое нас всех объединяет, но при этом дает возможность каждому оставаться уникальной личностью и самим собой.

В фестивале органной музыки объединяются жанры, которые ранее, по нашим представлениям, казалось бы, ни имели ничего общего; объединяются лучшие музыканты из разных регионов, городов и стран. Музыка объединяет и нас, слушателей. Именно поэтому мы не сидим у телевизоров, а приходим в концертные залы. И поэтому важно, что трансляции в Виртуальные концертные залы идут в прямом эфире: именно сейчас нас видят и слышат жители всех филиалов Виртуального концертного зала Пермской филармонии, которые создают общее поле культуры и искусства. Не случайно, слоган Всероссийской ночи искусств», которая пройдет по всей стране 4 ноября, звучит как «Искусство объединяет». Искренне желаю всем, чтобы эта объединяющая роль искусства согревала, чтобы все вместе мы чувствовали и слушали ту музыку, которая делает богаче, интеллектуальней, эмоциональней. Я желаю слушателям ярких впечатлений, музыкантам – вдохновения, и всем нам вместе – невероятного фестиваля! –пожелала доброго пути проекту Алла Валерьевна Платонова.

- Каждый год мы удивляем вас новыми программами. Мы благодарны, что вы посещаете концерты фестиваля, любите его. Кроме открытия фестиваля, сегодня у нас еще одно очень значимое событие – презентация нового, 40-го Виртуального концертного зала в городе Нытва в рамках национального проекта «Культура» при поддержке министерств культуры РФ и Пермского края.

В этом году фестиваль впервые проходит в течение 10 дней и включает в себя 14 самых разнообразных выступлений для поклонников всех музыкальных стилей, жанров и направлений. Следите за афишей, ждем вас на наших концертах! – пригласила публику Галина Юрьевна Кокоулина, заслуженный работник культуры РФ.

 

В это вечер многое было впервые. Прямо на глазах рождалось чудо со-творчества музыкантов, которые ранее никогда не выступали вместе и впервые встретились на сцене Органного зала Пермской филармонии. Хотя, если точнее – накануне на сцене КД г. Чусовой, где, по многолетней традиции органного фестиваля, состоялось выездное выступление Государственного камерного оркестра Республики Беларусь и солистки Пермской филармонии, лауреата международных конкурсов Евгении Камянской.

Художественный руководитель одного из лучших коллективов постсоветского пространства Евгений Бушков — неординарная личность на музыкальном небосклоне. В прошлом - выдающийся скрипач, в настоящем - маститый дирижер, музыкант с широчайшей эрудицией, в каждую программу он привносит не только свой богатейший исполнительский и слушательский опыт, но и частицу личной, частной жизни. И такая открытость делает эти программы особенно привлекательными.

Открыла вечер премьера двух церковных сонат Вольфганга Амадея Моцарта.

Обычно эти сочинения исполняются и в оригинальной версии – для двух скрипок, виолончели и органа, и в транскрипции для камерного оркестра с органом. Этот цикл сонат, пожалуй, единственное, что написано для струнных и органа великим Моцартом. Композитор сочинил 17 церковных сонат, и все они были написаны композитором в Зальцбурге, в период с 1772 по 1780 год для использования во время богослужения (откуда их название). По сути это короткие одночастные интерлюдии, где обозначение соната использовано в старинном смысле – как «звучание инструментов». Именно великолепное, мастерское владение инструментами и продемонстрировали органистка Евгения Камянская и камерный оркестр Республики Беларусь.

- Мы впервые, специально для фестиваля Пермской филармонии подготовили миниатюрные произведения «Церковных сонат» Моцарта, мы никогда их раньше не играли. Это произошло благодаря нашему сотрудничеству с пермской органисткой Евгенией Камянской. Атмосфера и уровень, на котором наш концерт был принят, совершенно незабываемы! – отметил Евгений Бушков.

Вторая премьера вечера - «Концерт для цимбал и камерного оркестра» в трех частях современного композитора Владимира Курьяна завершала первое отделение концерта.

Владимир Курьян – композитор очень плодовитый, который много лет работает в жанре сценической музыки с ведущими театрами Беларуси и в кинематографе. И эта форма творчества невероятно обогатила музыкальный мир, поскольку его музыка обладает характером, невероятно живописательным и повествовательным содержанием. Но так бывает у качественно и много пишущих композиторов, что неожиданно какое-то произведение выстреливает, становится самым играемым, этакой визитной карточкой. В случае Владимира Курьяна – это, безусловно, «Концерт для цимбал и струнного оркестра». Он написан еще в 1989 году. Нет ни одного виртуоза-цимбалиста в Беларуси, который бы не играл этот концерт. И это вполне заслуженно. В этой музыке слышится невероятное количество образов, ассоциаций: вот неожиданно прозвучал сигнал SOS, раздалась сирена издали приближающейся «Скорой помощи». А во второй части вдруг зазвучал фрагмент из «Аве Марии» Шуберта. В общем, создается впечатление, будто это повествование о бедствиях – динамичная, разнообразная музыка, которая совершенно потрясающе демонстрирует очаровательный, белорусский национальный инструмент – цимбалы.

- Приемы игры на цимбалах тоже очень разные – ложечками, которые делают из натуральной вишни, это основное средство исполнения на цимбалах; пиццикато, флажолеты, которые извлекаются пиццикатным образом, шумовые эффекты, связанные с ударами ложечками о деки, причем в разных местах, что тоже дает разную красоту тембров. Но самое главное, центральное достоинство этого концерта Владимира Курьяна – невероятная свобода для солистов, которую композитор предоставил в виде каденций. Это фактически драматургический центр Концерта. Каждый виртуоз, солист на цимбалах изобретает свою каденцию. И каждый раз, когда мы сотрудничаем с новым солистом, я с невероятным замиранием жду, как будет проявляться музыкальная фантазия того или иного солиста, - предысторил исполнение Концерта Евгений Бушков.

Пермяков своим виртуозным мастерством потрясла Елена Костицына, цимбалистка в третьем поколении. Всемирно известный цимбалист, народный артист СССР Иосиф Жинович был ее учителем и дедушкой. По мнению исполнительницы, уникальность цимбал в том, что именно они выражают душу белорусской народной музыки.

- Цимбалы – основной инструмент белорусской народной музыки. В XX веке именно цимбалы стали визитной карточкой Республики Беларусь. В отличие от русских гуслей музыку мы извлекаем палочками, но используем и щипок, удар, тремоло и др. Современные цимбалисты исполняют и классические произведения. Но у истоков стоит, конечно, народная музыка. И многие композиторы, как бы напитываясь этой музыкой, на ее базе создают оригинальные произведения для белорусских цимбал, - поделилась Елена Костицына.

Завершала потрясающий по своей лиричности вечер еще одна грандиозная премьера, подлинная кульминация программы: Вариации на тему 24-го Каприса Паганини для скрипки-соло бельгийского композитора, «короля скрипки» Эжена Изаи. Знаменитая, магнетическая и непостижимая тема 24-го Каприса для скрипки соло Никколо Паганини уже несколько столетий владеет умами и душами, и её воздействие не ослабевает. Фирменная» редакция в аранжировке для солистов и оркестра Евгения Бушкова заключается в том, что каждую вариацию сольно исполняет скрипач камерного оркестра.

Как отметил Евгений Бушков, никто, кроме белорусского камерного оркестра такими экспериментами не занимается. А партитура этого произведения хранится в личном архиве дирижера, ведь ее подарил сын Эжена Изаи его маме – знаменитой скрипачке Зариус Шихмурзаевой после концерта в 1963 году в Брюсселе. Выступление стало своеобразным исполнением на бис Государственного камерного оркестра Республики Беларусь, музыкантов которого пермская публика заслуженно искупала в щедрых овациях.

Дата публикации: 3 ноября 2022

Вернуться

Вход  /  Зарегистрироваться
Забыли пароль? Отмена
Обратно
Мы используем cookie Во время посещения сайта ГКБУК «Пермская краевая филармония» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.