ГКБУК «Пермская краевая филармония»

Евгения Камянская представила на VIII фестивале «Органные вечера» в Пицунде (Абхазия) сочинение, посвященное 300-летию Перми

Евгения Камянская представила на VIII фестивале «Органные вечера» в Пицунде (Абхазия) сочинение, посвященное 300-летию Перми

Международный музыкальный форум проходил в Большом Пицундском храме, называемом также Патриаршим собором в Пицунде в честь Апостола Андрея Первозванного. Этот христианский собор был построен в Пицунде (в те времена Питиунт) первоначально в IV веке н. э. В последующем перестраивался в VI веке н. э. и в начале X века, во времена расцвета Абхазского царства. Отреставрированный и сохранившийся к настоящему времени собор относится к концу IX — началу X века.

Свой сольный концерт солистка Пермской филармонии, которую первая органистка Абхазии и художественный руководитель фестиваля Марина Шамба повторно приглашает на «Органные вечера», представила в день закрытия. Кроме сочинений известных композиторов разных эпох, лауреат международных конкурсов, основательница пермской органной школы сыграла Адажио пермского автора Никиты Широкова, приурочив исполнение к будущему 300-летию Перми. И произведение, и мастерство органистки вызвали горячий отклик у благодарных слушателей и были встречены горячими овациями.

- Мне хотелось познакомить жителей и гостей Пицунды с творчеством пермского композитора, - рассказала исполнительница.

Кроме того, Евгения Камянская и заслуженный артист Абхазии, органист Лука Гаделия сыграли на органе в четыре руки, подготовив уникальную программу буквально за день до выступления. А на заключительном гала-концерте дуэт подарил слушателям «Марш в военном стиле» итальянского органиста и композитора эпохи романтизма Джованни Моранди. Переполненный зал одарил музыкантов не только овациями, но и восторженными «браво»!

Как призналась Евгения Камянская, ей уже доводилось выступать в этом зале: «Акустика Пицундского зала идеально подходит для подобных концертов, играть в таком месте - большая редкость. Если посчитать действующие духовые органы, установленные в российских храмах, то их единицы. Конечно же, участие в таком фестивале – это большое счастье и удача!».

По ее ощущениям, среди зрителей не было случайных людей:

- Это было понятно из того, как публика слушала выступления, как она сохраняла тишину, встречала и провожала артистов…

За пять фестивальных дней в его программе приняли участие органисты Рубин Абдуллин, Алексей Семенов, Алексей Шмитов, японка Хироко Иноуэ в тандеме с саксофонисткой Вероникой Кожухаровой, Елена Симонянц, Екатерина Мельникова, Сергей Будкеев, Мария Омельченко, певицы из Абхазии Кристина Эшба и Алиса Гицба.
Концерты проходили ежедневно, программы отличались разнообразием - от барокко до музыки XX века.

- Публика в этом году музыкальная. Все концерты хорошо посещались. Мы старались таким образом подобрать программу, чтоб она была интересна как меломаном, которые часто посещают наши концерты из разных городов России, так и публике, которая пришла впервые. Они услышали какие-то знакомые для себя композиции и произведения, - сказал Лука Гаделия.

Нынешний фестиваль стал преемником большого Международного фестиваля органной музыки, проходившего в Пицунде ежегодно с 1977 по 1992 годы. Его инициатором был российский органист, профессор Московской консерватории имени П.И. Чайковского, следивший за установкой органа, Леонид Ройзман.

Сам орган был установлен в Пицундском соборе в 1975 году. Его высота 11 метров, вес - 20 тонн. На органе установлено 4500 труб, 59 регистров, 3 мануала и клавиатуры для ног.

После начала грузино-абхазской войны фестиваль какое-то время не проводился, пока первая органистка Абхазии Марина Шамба в 2012 году не стала инициатором возрождения этой культурной традиции.

Как отметил Гаделия, фестиваль в этом году должен был стать юбилейным – десятым по счету, но из-за пандемии коронавируса в последние две года он не проводился.

Марина Шамба не смогла присутствовать на открытии по состоянию здоровья, но направила приветственное письмо в адрес артистов и зрителей. - За минувшие годы наш фестиваль занял прочное место в культурной жизни Абхазии и подарил нам всем множество прекрасных вечеров. Безумно приятно осознавать, что с каждым годом фестиваль расширяется, пополняется список участников, мастеров из Абхазии и со всего мира, а аудитория становится более чуткой и обширной, - сказано в обращении

Остается добавить, что программа фестиваля варьируется каждый год, но при этом организаторам и музыкантам удается сохранить высокую планку. «Органные вечера» объединяют под своей эгидой исполнителей органных школ разных городов и стран, призванных популяризировать самый большой клавишно-духовой инструмент, показать его неисчерпаемые возможности и подлинную красоту звучания. 

Фото

Дата публикации: 14 сентября 2022

Вернуться

Вход  /  Зарегистрироваться
Забыли пароль? Отмена
Обратно
Мы используем cookie Во время посещения сайта ГКБУК «Пермская краевая филармония» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.