Они представили изысканную и яркую программу: от шедевров барокко до музыки наших дней.
Открытие фестиваля началось с музыки одного из самых великих композиторов в истории — Иоганна Себастьяна Баха. Прелюдия Ми-бемоль мажор - грандиозное органное творение немецкого гения – прозвучала торжественно, ярко, по-французски театрально. Обычно Прелюдия предваряет величественную Фугу, состоящую из трёх контрастных музыкальных эпизодов, олицетворяющих Бога Отца, Сына и Святого Духа.
Но Мария Лобецкая – одна из самых виртуозных и харизматичных современных органисток, любимица петербургской публики, лауреат международных конкурсов органистов им. М. Таривердиева, им. Ф. Нововейского (Польша) и других, исполнила только Прелюдию. И объяснила почему:
- Иногда удивляются, что играю Прелюдию без Фуги. В данном случае это было вполне уместно, потому что они были написаны как два отдельных произведения, которые начинали или завершали органную Мессу. Сегодня Прелюдия открыла фестиваль. Это одно из моих любимейших сочинений. И когда Пермская филармония специально попросила сыграть Прелюдию на открытии, я очень обрадовалась.
Сольным номером в исполнении Лобецкой прозвучала также первая часть Сонаты для органа ре минор Феликса Мендельсона, которая написана в форме вариаций на тему лютеранского хорала «Отче наш», восходящего еще к XIV веку. Великий романтик Мендельсон был прекрасным органистом, и знание инструмента позволило ему достичь великолепных выразительных и красочных эффектов в написании этой музыки для органа. А Вариации Марии Лобецкой позволили показать все достоинства пермского органа – инструмент под ее руками зазвучал во всей красе!
Государственный камерный хор «Петербургские серенады» - коллектив высокопрофессиональных исполнителей, сочетающий в своем творчестве яркую индивидуальность и верность музыкальным традициям. В его репертуаре произведения различных стилей и эпох - светская и духовная музыка, сочинения русской и зарубежной классики, а также лучшие образцы современной музыки. В 2013 году коллектив возглавил дирижёр Егор Лосев. Талантливый и амбициозный музыкант, он не боится экспериментировать - подготовленные им программы отличаются оригинальностью и новизной.
Хор исполнил Мессу Соль мажор в пяти частях - одно из первых духовных сочинений замечательного французского композитора Франсиса Пуленка, в котором отразились традиции хоровой музыки Франции различных эпох.
Замечательно, что в этот вечер не обошлось и без духовной музыки наших современников - композиторов XXI века. Прозвучали две премьеры - Ave generosa - хоровое сочинение известного норвежского композитора и пианиста Олу Гжейло, и The Wings of the wind («Крылья ветра») – сочинение Оуайна Парка, 27-летнего композитора из Великобритании.
У последнего произведения любопытная история. Егор Лосев случайно нашел ноты в Интернете. «Крылья» оказались не так просты: дивизи включали до 80-ти самостоятельных голосов (дивизи, итал. от diviso - разделённый, сокр. div.) - разделение оркестровой партии однородных инструментов (напр., первых скрипок) в местах, изложенных двойными нотами или аккордами, на 2 и более голоса, которые должны исполняться соответственно по пультам. Игра D. в этих случаях даёт более полное и свободное звучание. Указание D. обозначается в партитурах и орк. партиях. Применяется главным образом в позднеромантической и современной симфонической и оперной музыке).
The Wings of the wind хор записал в марте, будучи на карантине, и выложил на Ютуб. Автор музыки увидел и написал: «Фантастичное исполнение!»
Оба произведения были исполнены а капелла.
Музыканты из Санкт-Петербурга представили и две совместных работы. Первая - Псалом № 29 Give unto the Lord («Воздайте Господу») - редко исполняемое у нас сочинение выдающегося английского композитора XX века сэра Эдварда Элгара, композитора романтического направления.
Фестивальный вечер завершится произведением выдающегося русского композитора Александра Гречанинова. Необычайно светлая и торжественная Missa festiva («Праздничная месса»), написанная Гречаниновым в 1937 году, на конкурсе церковной музыки в Париже получила Первую премию и была исполнена в Соборе Парижской Богоматери. Особый колорит сочинению придавало органное сопровождение.
На бис великолепно слаженный ансамбль исполнил «Глорию», вторую часть из «Праздничной мессы».
Дата публикации: 2 декабря 2020