Государственный камерный хор Пермской краевой филармонии, который в прошлом сезоне отметил 40-летний юбилей, - ровесник подобных коллективов из Москвы и Санкт-Петербурга.
Сохранение национальных певческих традиций – высокая миссия камерного хора Пермской филармонии. Профессиональный уровень и творческие достижения – повод гордиться уникальным коллективом. Неслучайно Уральский камерный хор, который хорошо знают и в России, и в Европе, получает массу предложений по организации гастролей за рубежом. Они пели русскую хоровую музыку в соборах Франции, Италии, Дании, Германии, Польши, Финляндии, Эстонии, представляя Россию как коллектив европейского уровня.
Еще тогда, в прошлом столетии, их называли «Русский хор ХХI века». По мнению н.а. РФ Владимира Минина, Уральский камерный хор – один из лучших коллективов России. Профессиональная пресса в рейтинге отечественных хоровых дирижеров определила место маэстро Владислава Новика в числе первых десяти.
С Антоном Висковым хор уже сотрудничал в прошлом году, подарив слушателям премьеру «Рождественского концерта» на слова народной духовной поэзии.
«Литургия Святого Иоанна Златоуста» - более сложный пласт духовной музыки. Вот что об этом сочинении говорит сам композитор, член-корреспондент Международной академии творчества:
- Цикл песнопений чина Литургии Святого Иоанна Златоуста №3 закончен в 2013 году, хотя музыкальный материал собирался, начиная с 2010 года. Все части цикла строго соответствуют Литургическому чину и могут исполняться как во время Богослужения, так и в концертных условиях. Но не всегда концертная практика способна вмести поток новых композиторских работ. Кроме того, песнопения Литургии, отличающиеся значительными техническими и художественными трудностями, требуют не только исполнителей самого высокого класса, но и масштабной, художественной работы. Поэтому для меня было настоящим чудом и несказанной радостью, что такой прославленный коллектив, как Уральский камерный хор, взял в репертуар это сочинение, инициатива чего целиком принадлежала художественному руководителю, народному артисту России, Владиславу Новику. Почему в наше время я взялся за жанр Литургии? Этот музыкальный жанр имеет в России многовековую историю. Среди лучших образцов - Литургические циклы П. Чайковского, С. Рахманинова, А. Гречанинова и П. Чеснокова. Сейчас в России, в эпоху интенсивных духовных поисков и обретения веры многие музыкальные творцы создают Литургические песнопения и, надо заметить, профессиональных композиторов среди них намного больше, чем было, скажем, в начале ХХ века, когда духовную музыку писали, во многом, регенты и любители. В свою очередь, художественный руководитель и главный дирижер УГКХ Владислав Новик особо подчеркнул, что глубочайший смысл этого произведения в снискании Божественной благодати и творении Божьей воли, что всегда являлось смыслом и радостью человеческой жизни.
Справка
Антон Олегович Висков родился в 1965 году. Окончил Московскую консерваторию и ассистентуру-стажировку в 1990 году по двум специальностям: «композиция» (класс профессора Р.С. Леденева), «флейта» (класс профессора Ю.Н. Должикова). В 1990-1996 гг. работал в Государственной студии звукозаписи компании «Останкино» как композитор и дирижер камерного оркестра «Времена года», с которым осуществил большое количество записей по заказу Государственного телерадиофонда. Автор более 200 произведений в различных жанрах, среди которых выделяются масштабные кантатно-ораториальные сочинения. Принимал участие в различных отечественных и международных фестивалях, член-корреспондент Международной академии творчества, композитор Международного Фонда единства православных народов, арт-директор и композитор Московского ансамбля духовной музыки «Благовест», член Союза композиторов России, Российского авторского общества. Награжден медалью «За заслуги перед Отечеством» Второй степени, Похвальными грамотами Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Член редколлегии по изданию Полного собрания сочинений Георгия Свиридова. Проводит научно-исследовательскую работу по восстановлению утерянных или неоконченных партитур композиторов прошлого (В. Калинникова, М. Мусоргского, П. Чайковского, А. Кастальского, А. Чеснокова, Г. Свиридова), по изучению русского фольклора (народные песни, духовные стихи). Автор многих культурно-просветительских концертных проектов (таких, как «Музыкальная Библия», «Музыкальная история человечества», «Хоровая мистерия России» и др.), лектор, ведущий музыкальных радиопрограмм. Автор музыки к художественным (режиссер – Владимир Наумов) и документальным фильмам (телеканалы – НТВ, ТВ-6, ТВС, ТВЦ, РТМ).
Литурги́я Иоа́нна Златоу́ста (греч. Η Θεία Λειτουργία του Χρυσοστόμου) — чин литургии византийского обряда, которая, согласно Уставу, совершается в бо́льшую часть дней богослужебного года в православной церкви. Авторство традиционно приписывается святителю Иоанну Златоусту, Константинопольскому архиепископу. Литургия Иоанна Златоуста состоит из трёх последовательных частей: проскомидии, литургии оглашенных и литургии верных.
Проскомидия (греч. προσκομιδή, «принесение», «подношение», от προσκομίζω, «приносить») — подготовительная часть литургии. Священники облачаются (стихарь) и читают входные молитвы («Боже, очисти меня, грешного, и помилуй меня» и пр.). Диакон обыкновенно испрашивает благословения у священника («Благослови, Владыко!»). Затем на жертвеннике приготовляется Святые Дары: хлеб (просфора) и вино для совершения евхаристии. Хлеб возлагается на дискос с помощью копия, вино вливается в потир. Далее совершается каждение жертвенника и покрытие потира и дискоса покровами. Священник благословляет дары.
Литургия оглашенных Диакон, испросив благословения у священника («Благослови, Владыко!»), читает ектению (общую молитву о благополучии церкви и государства), которая начинается со слов: «Миром Господу помолимся!». Прихожане отвечают возгласами «Господи, помилуй!». Затем следуют антифоны, повторяющие пение псалмов (Пс. 102, 145), чередующиеся с пением гимна Единородный Сыне. Далее поются Евангельские заповеди о блаженствах, после чего торжественно вносится Библия. Хор поёт тропарь по уставу. Далее следует пение трисвятого, чтение «Апостола» (предваряется прокимном) и «Евангелия» (предваряется аллилуиарием); «После чтения Писания обязательно следовала проповедь» (однако ныне проповедь отодвигается на конец богослужения и превращается в напутственное слово). Затем следует ектения об умерших и оглашенных, а также отпуст оглашенных («оглашеннии, изыдите»).
Литургия верных начинается с благодарения и славословия Богу. Затем снова следует ектения, после которой поется херувимская песнь. Далее диакон производит каждение храма, а Святые Дары с жертвенника перемещаются на престол. После пожелания мира снимается завеса с Царских врат и исполняется Никео-Цареградский символ веры. Священник благословляет прихожан, начиная анафору. Затем читается Отче наш. Первыми в алтаре причащаются священнослужители. После открываются Царские врата, и диакон выносит Святые Дары для причащения народа, который встаёт в очередь и складывает крестообразно руки на груди. Затем поётся благодарственная молитва (сопровождаемая пением Пс. 33), после чего идёт отпуст. В конце службы верным раздаётся антидор.
Дата публикации: 8 февраля 2017