ГКБУК «Пермская краевая филармония»

Бах и немецкая романтика 6+

25 июля 2024, четверг, 19:00

Органный зал
Купить билет 750 — 1 000 р

Программа

Анонс

С концертной программой «Бах и немецкая романтика» выступит заслуженный артист России, профессор Московской консерватории, органист Алексей Семёнов.

В программе концерта — органные сочинения немецких композиторов эпохи барокко и романтизма. Эпоха барокко будет представлена произведениями Иоганна Себастьяна Баха, музыка романтизма — творчеством Феликса Мендельсона, Иоганнеса Брамса, Макса Регера и Зигфрида Карг-Элерта.

Германия — одна из самых значимых стран в истории развития мирового органного искусства. Германия, подарившая миру великого Баха, несомненно, опережала в эпоху барокко все остальные европейские школы. Шедевры барокко создавали Телеман, Гендель, Бах, Букстехуде.

В классическую эпоху Орган перестал быть центром внимания композиторов, к нему обращались эпизодически. В ХIX веке в Германии возникла эпоха романтизма, которую можно считать своего рода «ренессансом» органного искусства. Романтический период немецкой музыки добавил новые великие имена, и среди них — Мендельсон, Брамс, Регер и Карг-Элерт. Орган в это время подвергся модернизации, направленной на то, чтобы добиться сходства звучности «короля инструментов» с тембровыми и динамическими возможностями симфонического оркестра. Немецкие мастера, расширяя возможности органа как концертного инструмента, бережно сохраняли и развивали традиции своих предшественников.

Величественный Орган, прежде всего, вызывает ассоциации с гением Иоганна Себастьяна Баха. И не удивительно, что концерт откроется его непревзойденной музыкой.

Прелюдия и фуга до минор (BWV 546) — шедевр органной музыки. В произведении сконцентрированы основные черты творчества гения эпохи барокко — масштабность и насыщенность фактуры, многогранность музыкальных образов, импровизационность. Под звучание этой божественной музыки в 1997 году провожали в последний путь всеми любимую английскую принцессу Диану.

Прелюдия и фуга си минор (BWV 544) — выдающееся, исполненное драматизма сочинение Баха. В основе его драматургии — контраст патетической прелюдии, наполненной острыми восклицательными синкопами, и сдержанной, методично разворачивающейся фуги. Интересно, что в те времена многие композиторы использовали тональность си минор для передачи скорби, меланхолии, печали. Иоганн Себастьян неоднократно обращался к си минору при создании сочинений, повествующих о драматических событиях.

Концерт продолжат хоральные прелюдии Баха из знаменитого цикла «Органная книжечка» (Orgelbüchlein). Это небольшие звуковые картины, полные чудесной поэтической выразительности. Каждая из миниатюр представляет собой совершенный образец барочной органной музыки.

Немецким композиторам-романтикам выпала особая честь и историческая миссия — открыть современному миру музыку великого Баха. На протяжении всей творческой жизни они обращались к сочинениям своего могучего предшественника, вдохновляясь на создание собственных шедевров.

Феликс Мендельсон-Бартольди был первым, кто начал возвращение музыки Баха из забвения. Бережно сохраняя баховские традиции, композитор-романтик наполнил их новаторством своего времени. Признанный при жизни не только как композитор, но и как блестящий органист, Мендельсон возродил интерес к безграничным возможностям органа XIX века. Прекрасное владение инструментом позволило Мендельсону достигать великолепных выразительных и красочных эффектов, используя даже простые средства. В концерте прозвучит его малый цикл Прелюдия и фуга ре минор.

Музыка Баха привела к встрече с Органом и другого знаменитого немца, Иоганнеса Брамса. Брамс соединил в своём творчестве стилевые особенности двух эпох: строгость барочной формы и романтическую эмоциональность. Он стал первым, кто после Баха создал великий цикл хоральных прелюдий для органа. Четыре из них включены в программу концертного вечера.

Своим феерическим возрождением в XIX веке Орган также обязан Максу Регеру, в наследии которого насчитывается более 200 органных сочинений. Поздний романтик и неоклассик в одном лице, Макс Регер будет представлен на концерте своим самым популярным сочинением — Интродукцией и Пассакалией ре минор.

Большое влияние И.С. Баха заметно в творчестве позднего романтика Зигфрида Карг-Элерта, вписавшего важные страницы в историю немецкой органной музыки. В изысканном и узнаваемом музыкальном почерке Карг-Элерта сконцентрировались черты переходной эпохи, объединились поздний романтизм, импрессионизм и экспрессионизм. Считается, что композитор был первым, кто начал писать импрессионистскую музыку для органа. Его утонченное органное искусство впечатляет глубиной и чарующим волшебством. В завершение концерта прозвучат две пьесы Карг-Элерта из цикла «Витражи собора».

Заслуженный артист России Алексей Сергеевич Семёнов — профессор кафедры органа и клавесина Московской консерватории имени П.И. Чайковского. Родился в Москве. В 1968 году окончил Московскую среднюю специальную музыкальную школу имени Гнесиных. В 1973 году выпускник Московской консерватории Алексей Семёнов получил диплом по специальностям орган, клавесин и фортепиано. В 1976 году окончил в консерватории ассистентуру-стажировку по классу органа у профессора Леонида Исааковича Ройзмана. В 1986-1987 годах стажировался в Венской Высшей школе музыки. С 1972 года Алексей Семёнов активно выступает как солист-органист и клавесинист. С 1993 года — солист Московской филармонии. Концерты артиста состоялись в городах России и ближнего зарубежья. Музыкант гастролировал по странам Европы, принимал участие в XXII Международном органном фестивале в Мексике.

#Бах #Брамс #Мендельсон #Органная музыка
Вернуться
Вход  /  Зарегистрироваться
Забыли пароль? Отмена
Обратно
Мы используем cookie. Во время посещения сайта ГКБУК «Пермская краевая филармония» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.