Анонс
Шедевр хоровой музыки ХХ века прозвучит в исполнении Уральского государственного камерного хора под управлением народного артиста России Владислава Новика.
Прославленный коллектив Пермской филармонии представит произведение Николая Сидельникова, созданное на стихи испанского поэта и драматурга Федерико Гарсиа Лорки — Цикл лирических поэм «Романсеро о любви и смерти» для смешанного хора с эпизодическим участием фортепиано, гитары, электробасгитары и ударных инструментов.
Николай Николаевич Сидельников (1930—1992) – выдающийся представитель русской композиторской школы, автор симфоний, ораторий, балета, опер, камерно-инструментальных произведений, музыки к фильмам и радиопостановкам. Вокально-хоровая музыка — лучшая часть его творческого наследия. Хоровые произведения Сидельникова, наполненные удивительными поэтическими образами, покоряют своей мелодической красотой, полнозвучной гармонией, богатством голосового звучания и ясностью формы. Его музыка с триумфальным успехом исполнялась от Парижа до Нью-Йорка. За цикл «Романсеро о любви и смерти» композитору была вручена Государственная премия России имени М. И. Глинки (1984).
Основой цикла «Романсеро о любви и смерти», созданного Н. Сидельниковым, послужила книга Гарсиа Лорки «Стихи о канте хондо» и ещё два стихотворения: «Серенада» (из книги «Песни») и «Корова» (из цикла «Цыганское романсеро»), в которых Лорка поэтизирует древнейший пласт песенного фольклора, вобравшего в себя элементы арабского, испанского, цыганского и андалузского мелоса.
Канте хондо – это сольное пение под аккомпанемент гитары, требующее от певца высочайшего эмоционального накала, умения захватить внимание слушателей своей вдохновенной импровизацией. Сам Гарсиа Лорка великолепно владел искусством игры на гитаре. «Стихи о канте хондо» – это «застывшие мгновения». Все ощущения можно сравнить со сновидениями, – то быстрый, стремительный полёт, – то замедленное движение как что-то нечто обречённое.
Хоровые поэмы «Романсеро» Сидельникова – это музыкальный портрет лирики Федерико Гарсиа Лорки, звуковое воплощение его поэтической страсти, обращённой к вечным темам жизни и смерти.
Сидельников создаёт собственную концепцию «Стихов о канте хондо». Драматургия его «Романсеро» указывает на связь с античной трагедией, где главным действующим лицом является Хор. Каждое стихотворение композитор воспринимает как поэму, в которой разыгрывается своя драма, своё со стремление к недосягаемому. В музыке «Романсеро» ритм имеет значение важнейшего жизненного нерва, а его эмоциональное воздействие усиливается за счёт использования ударных инструментов (в испанской музыке это кастаньеты).
«Романсеро о любви и смерти» – самое яркое и самобытное произведение Николая Сидельникова, отражающее многоликий мир человеческих чувств и сильных страстей, где тайна Любви и Смерти остаётся неразгаданной…
В концерте принимают участие: Андрей Чертулов (бас-гитара), Сергей Токарев (ударные), Гор Аветисян (гитара) и Елена Колесникова (фортепиано).