Анонс
Всероссийский день органа учрежден в 2019 году по инициативе Российской академии музыки имени Гнесиных и профессора, органиста Александра Фисейского. С тех пор он ежегодно празднуется в последнее воскресенье ноября, объединяя десятки событий и исполнителей, а также ценителей органной музыки в разных городах нашей страны.
Традиционно принимая участие в проведении «Всероссийского Дня Органа», Пермская краевая филармония отметит его концертом в Органном зале.
Знаменитая органистка Лада Лабзина выступит в тандеме с артистами Оркестра Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского. Дирижёр — заслуженный деятель искусств России, народный артист Республики Башкортостан Валерий Платонов.
Лада Лабзина
В программе концерта разнообразная музыка — от барокко до ХХ века: И. С. Бах, О. Респиги, Ф. Пуленк,С. Франк, П. И. Чайковский, С. Прокофьев, Б. Чайковский.
Многие столетия органная музыка непременно ассоциируется с немецким гением эпохи барокко Иоганном Себастьяном Бахом. Секрет такой популярности прост: его музыка — совершенство формы, стиля и гармонии.
Программу концерта откроет Скрипичная соната ми минор И. С. Баха в великолепном переложении О. Респиги для скрипки соло, струнных и органа. Отторино Респиги — итальянский пианист и композитор, ученик Н.А. Римского-Корсакова, мастер блестящих транскрипций для фортепиано и органа. Структура Сонаты ми минор Баха—Респиги достаточно условна; за вступительной частью, похожей на токкату, следуют: лирическое Адажио, утонченная Аллеманда и бойкая Жига. Особенно восхищает в переложении удивительно тонкий оркестровый колорит, созданный Респиги — мастерство, унаследованное от великого русского композитора Римского-Корсакова.
Творчество Баха будет также представлено Прелюдией и фугой До мажор BWV 547. Это замечательное произведение Бах создал в 40-летнем возрасте, когда он достиг высочайших вершин мастерства как органист-виртуоз и композитор.
Концертную программу продолжат «Шесть этюдов для органа и струнных» выдающегося композитора второй половины ХХ столетия Бориса Александровича Чайковского. Полвека назад, когда его произведения впервые прозвучали в Швеции, корреспондент одной из центральных шведских газет восторженно писал: «Нам надо знать, что в России теперь два Чайковских: Петр и Борис. И второй не уступает первому». «Это композитор глубоко русский. В его музыке много чего-то недосказанного, какой-то затаенной нежности, большого душевного целомудрия, — писал о Борисе Чайковском Георгий Свиридов. Шесть этюдов для органа и струнных» (1976) — чередование лирических размышлений, зарисовки на тему вечности... И Орган — как олицетворение этой самой вечности.
Прозвучит Концерт для органа, литавр и струнного оркестра Франсиса Пуленка, одного из самых изысканных французских композиторов XX века. Франсис Пуленк — «истинный парижанин», «дитя Парижа». На родине, во Франции, к нему относятся с таким же благоговением, как в нашей стране к П.И. Чайковскому. Концерт для органа, литавр и оркестра — шедевр драматического музыкального искусства, в котором Франсис Пуленк свободно, посредством тонких аллюзий, ведёт диалог с гениями прошлого: Бахом и Букстехуде, Моцартом и Чайковским. Стиль этого удивительного произведения можно определить как «необарокко», в котором присутствует изысканный французcкий песенный мелодизм. Сочинения Пуленка отличаются ясностью и выразительностью фактуры, но самое главное в его музыке — изобилие трогательных мелодий невероятной красоты.
Французская музыка будет также представлена сочинением Сезара Франка — композитора, ставшего гордостью французской музыки XIX века. На последнем году жизни (1890) Франк создаёт истинный шедевр — «Три хорала для органа», которые справедливо называют духовным завещанием композитора. Прозвучит Хорал № 3 ля минор, его музыка проникнута возвышенным настроением, свободой мелодического рисунка и совершенством гармонизации.
Концерт завершится прекрасной и всем знакомой музыкой из балетов — «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского и «Ромео и Джульетта» Сергея Сергеевича Прокофьева.