ГКБУК «Пермская краевая филармония»

Бах во французском стиле

Бах во французском стиле

Во второй день XV Международного фестиваля органной музыки были представлены мировые музыкальные шедевры в звучании органа, нежнейшего сопрано, глубокого чарующего контральто и певучих красочных голосов струнных инструментов.

Концерт открыла дебютантка фестиваля - титулярная органистка Римско-Католического кафедрального собора Москвы Марина Омельченко, выступающая в крупнейших соборах мира. Сольный орган был представлен роскошной Фантазией Соль мажор И.-С. Баха, созданной во французском стиле. Величавое, удивительной красоты произведение сосредоточено вокруг главной темы, которая должна исполняться со всеми включенными регистрами – Grand Plein Jeu, как было принято во французской органной традиции.

- Это одно из моих самых любимых произведений - яркое, компактное, в котором собрана вся Баховская концепция: а мы знаем, что он был, прежде всего, церковным музыкантом, - рассказала Марина Омельченко. - Все его органное творчество было написано по случаю, в определенные периоды церковного года. И это произведение родом из Рождественской тематики. Сейчас начался Адвен – в европейской церкви период ожидания рождения Христа, сочинение посвящено этой теме. Структурно его можно разделить на три части, хотя это одна Фантазия: первая часть – о рождении Христа, средняя – о Его зрелых годах и учении и грандиозный финал – шествие на Голгофу, конец, который Ему уготовило человечество. И финальный аккорд – разрешение в мажорную тонику Соль мажор как провозглашение света, Его воскресение.

Игра Марины Омельченко неоднократно получала высокую оценку со стороны коллег и музыкальных критиков. «Она играет на органе так, словно управляет Мазерати», — сказал о ней Кэтлин МакЛин, главный органист и директор музыкальных программ Кафедральной базилики Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (Денвер, США). В истинности этого высказывания в полной мере смогли убедиться слушатели, которые в этот вечер пришли в Органный зал Пермской филармонии.

Сюита для органа и струнного оркестра Соль мажор Отторино Респиги – премьера фестиваля. Сочинение специально для пермского форума музыкантам заказала краевая филармония. Произведение прозвучало в исполнении Марины Омельченко (орган); Струнного квартета имени С.В. Рахманинова (Сочи) в составе Миши Тисаревского (1-я скрипка), Алексея Петровского (2-я скрипка), Сергея Цедрика (альт), заслуженного артиста России Владимира Шохова (виолончель); солистов Пермского театра оперы и балета им. Чайковского: Ирины Пановой (1-я скрипка), Элины Алыповой (2-я скрипка), Татьяны Поповской (альт), Анны Кочневой (виолончель), Дилявера Менаметова (контрабас),

Оказалось, что для такого большого камерного ансамбля выступление на пермской сцене – тоже премьера и дебют, положившее начало дальнейшему сотрудничеству. Как призналась Марина Омельченко, вместе с Квартетом они должны были выступать еще в марте-апреле на органном фестивале в Камерной филармонии Сочи, откуда родом Квартет им. Рахманинова – организатор фестиваля. Но пандемия смешала все планы. И, наконец, именно в Перми музыканты получили возможность выйти на сцену вместе.

Яркое, виртуозное произведение было исполнено с богатством тембровых красок и безупречностью формы. Казалось, что в зале ощущается дыхание самой солнечной Италии…

В переложении для струнного квартета была исполнена знаменитая «Пассакалия» Г.-Ф. Генделя - экстравагантная, пышная, причудливая, хотя сам композитор писал её для любимого клавесина.

Концерт для скрипки ре минор И.-С. Баха - скрипичное чудо, входящее в «золотой репертуар» лучших исполнителей, немногие солисты могут справиться с его техническими сложностями. На фестивальном концерте сольную партию скрипки исполнил Миша Тисаревский, игру которого отличала широта масштабов и глубина драматизма.

Обладательницы прекрасных голосов, лауреаты международных конкурсов - солистка «Вивальди-оркестра» Светлана Полянская (сопрано) и солистка Большого театра России Евгения Сегенюк (контральто) добавили свои краски к звучанию органа, когда зазвучало самое лучше творение Джованни Перголези, жемчужина мировой музыкальной культуры - кантата Stabat Mater. Немеркнущую славу принесла она композитору, который прожил всего 25 лет. Более 300 лет прошло с момента создания шедевра. Но и сегодня эта музыка, полная светлой грусти и великой любви, проникает в самое сердце, задевая самые тонкие струны человеческой души.

Дата публикации: 3 декабря 2020

Вернуться

Вход  /  Зарегистрироваться
Забыли пароль? Отмена
Обратно
Мы используем cookie. Во время посещения сайта ГКБУК «Пермская краевая филармония» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.