История ЗАСЛУЖЕННОГО КОЛЛЕКТИВА РОССИИ АКАДЕМИЧЕСКОГО СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА Петербургской филармонии – по определению The Guardian, «одного из величайших и самых волнующих оркестров мира» – началась 16 июля 1882 года, когда Александр III своим повелением инициировал создание Придворного музыкантского хора. Преобразованный в Придворный оркестр, коллектив в начале XX века впервые в России исполняет симфонические поэмы «Жизнь героя» и «Так говорил Заратустра» Рихарда Штрауса, Первую симфонию Малера и Девятую симфонию Брукнера, «Поэму экстаза» Скрябина и Первую симфонию Стравинского. Оркестром дирижируют А.Никиш, Р.Штраус и А.Глазунов, посвятивший коллективу «Торжественную увертюру». В 1917 году Придворный оркестр становится Государственным, его возглавляет С.Кусевицкий.
В 1921 году коллектив получает в свое распоряжение зал бывшего Дворянского собрания, открывается первая в стране филармония. Беспрецедентная по размаху деятельность оркестра привлекает в ее стены новую, подчас далекую от классической музыки аудиторию. В коллективе проходят настоящую школу дирижерского мастерства выдающиеся отечественные музыканты. С ним сотрудничают западные дирижеры-легенды Б.Вальтер, Ф.Вейнгартнер, Г.Абендрот, О.Фрид, Э.Клайбер, П.Монтё и О.Клемперер, солистами выступают В.Горовиц и С.Прокофьев. Оркестр осваивает обширный современный репертуар. В 1918 году он представляет премьеру «Классической симфонии» Прокофьева, в 1926 году – Первой симфонии Шостаковича.
В 1934 году оркестру – первому в стране – присваивается звание «Заслуженный коллектив Республики». В 1938 году начинается полувековая «эпоха Мравинского» – годы кропотливой работы, выдвинувшие оркестр в ряд известнейших коллективов планеты. В 1946 году проходит первая зарубежная поездка оркестра – первая и в истории отечественного симфонического исполнительства. За ней следуют регулярные гастроли во многих странах мира, выступления на самых престижных европейских фестивалях. Уникален творческий альянс Шостаковича и Е.Мравинского, которому композитор посвящает Восьмую симфонию. Пять симфоний Шостаковича исполняются дирижером и Заслуженным коллективом впервые. Наряду с музыкой ХХ века в репертуар оркестра включаются сочинения старых мастеров. На посту вторых дирижеров коллектива сменяют друг друга К.Зандерлинг, А.Янсонс и М.Янсонс, за пульт встают Л.Стоковский, Л.Маазель, З.Мета, К.Мазур, Е.Светланов, Г.Рождественский и композиторы Б.Бриттен, А.Копленд, З.Кодаи, В.Лютославский, Л.Берио, К.Пендерецкий, солируют В.Клиберн, Г.Гульд, А.Бенедетти Микеланджели, И.Стерн, С.Рихтер, Э.Гилельс, Д.Ойстрах, Э.Вирсаладзе, Н.Петров, Г.Соколов, В.Третьяков, Л.Коган, Н.Гутман, В.Крайнев, В.Спиваков, А.Любимов.
С 1988 года коллективом руководит Юрий Темирканов. Плоды сотрудничества музыкантов из года в год получают восторженные отклики прессы. «Кто говорит, что русские оркестры уже не те? Концерт Заслуженного коллектива Петербургской филармонии с русской программой… стал одним из самых умопомрачительных концертов, прошедших в Шотландии за много лет, в том числе и на Эдинбургском фестивале» (The Scotsman, 2014). «Это был самый обычный вечер четверга в венском Музикферайне. Или не совсем обычный… Как же описать трепет, который вызывал каждый аккорд невероятной Пятой симфонии [Шостаковича], сыгранный вдохновенными гастролерами?» (Wiener Zeitung, 2015). «Если первый русский вечер Заслуженного коллектива России на Би-би-си Промс был неподражаем, то второй, также под управлением Юрия Темирканова, стал праздником характерно русского звучания…» (The Guardian, 2015). «… мы услышали ее [Седьмой симфонии Шостаковича] прекрасное исполнение… Cresсendo повторяющейся темы нашествия, потрясающее развитие, изысканные pianissimo в первой части, немного язвительные оттенки Moderato, целостность музыкальных фраз у струнных, предельная острота Adagio и красочное разрешение в финальной части буквально приковали нас к креслам» (Beckmesser, 2016). «Этот неповторимый оркестр с особенным, «ленинградским», звуком…» (Codalario, 2016).
Репертуар оркестра постоянно пополняется новыми сочинениями – в их число недавно вошли исполненные впервые в России «Прерванная песня» Ноно, «Польский реквием» Пендерецкого и Первая симфония Борисовой-Оллас. Насыщенная гастрольная практика коллектива только за сезон 2015/2016 включила концерты в миланском Ла Скала и римской Академии Санта-Чечилия, Лондонском королевском Альберт-холле и парижском Театре Елисейских полей, мадридской Национальной музыкальной аудитории и юрмальском зале «Дзинтари», токийском Сантори-холле и пекинском Концертном зале Запретного города, где музыканты выступили под эгидой проекта «День России в мире».
В нынешнем сезоне наряду с гастролями во Франции, Швейцарии, Нидерландах, Великобритании, Испании, США выступления оркестра запланированы на открытии Международного фестиваля М. Ростроповича в Москве. На петербургской афише коллектива – «Прометей» Скрябина в изначальном, свето-музыкальном варианте (в рамках фестиваля «Площадь Искусств») и Первый фортепианный концерт Чайковского в первой авторской редакции, Первая симфония Рахманинова в современной версии для фортепиано с оркестром А. Варенберга (мировая премьера) и ноктюрн «Sur le même accord» Дютийё (российская премьера), программа «Картины Прованса» (из совместного цикла Большого зала филармонии и Государственного Эрмитажа), получившая свое название по сочинению малоизвестной отечественной публике француженки Морис. Прозвучат также Пассакалия Веберна, Семь ранних песен Берга, концерт «Century Rolls» Адамса, сюита «Скарамуш» Мийо, «Детская сюита» Уствольской и Симфония № 21 «Из “Фауста” Гете» Слонимского. С оркестром выступят дирижеры М. Яновский, Т. Зандерлинг, Ж.-К. Казадезюс, В. Синайский, И. Марин, А. Поляничко, Ю. Домаркас, П. Бубельников, А. Титов и Ф. Коробов, солисты Ю. Фишер, С. Хачатрян, А. Баранов, И. Грингольц, С. Догадин, А. Князев, Э.-С. Отт, Р. Бухбиндер, Д. Мацуев, Б. Березовский, Н. Луганский, К. Герштейн, М. Култышев, В. Мищук, Ф. Копачевский, А. Зуев, Н. Кучер и О. Петрова.