ГКБУК «Пермская краевая филармония»

Государственный камерный оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема

Государственный камерный оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема

Историческая справка

«Что же касается кредо нашего оркестра, то оно осталось прежним: мы верны джазу, мы стремимся сделать джаз важным компонентом духовной жизни человека.» Олег Лундстрем (Из интервью)

Государственный камерный оркестр джазовой музыки Олега Лундстрема имеет уникальную историю. Организованный в Харбине детьми работников КВЖД в 1934 году, оркестр в 2016 году отмечает свое 82-летие и 100-летие со дня рождения его основателя и бессменного, на протяжении 77 лет дирижера и художественного руководителя, Олега Леонидовича Лундстрема

Это самый "долгоиграющий" биг-бенд в мире, что зафиксировано в российской книге рекордов Гиннеса. Оркестр Каунта Бейси, например, был создан на год позже. С чего же началась деятельность знаменитого российского коллектива?

Увлечение джазом началось с 1932, когда в руки Олега Лундстрема случайно попала пластинка с записью оркестра Дюка Эллингтона "DEAR OLD SOUTHLAND". Именно это стало решающим моментом в выборе дальнейшего пути. Он стал учиться джазу, слушая пластинки.

В 1934 друзья, выросшие вместе молодые музыканты, решили собрать свой джаз-оркестр и руководителем, путем голосования, был выбран Олег Лундстрем. Оркестр состоял из девяти музыкантов: два альт-саксофона, один тенор-саксофон (Игорь Лундстрем), две трубы (вторая - Алексей Котяков), один тромбон, фортепиано (Олег Лундстрем), банджо и контрабас в одном лице (Александр Гравис) и барабаны. Таков был первый состав оркестра Олега Лундстрема.

1935 - год завоевания популярности в Харбине. Все начиналось с подработок на танцевальных вечерах и балах, за тем последовали трансляции по местному радио, где оркестр представляли под названием "Зеленый крокодил".

Вскоре политическое положение в Китае изменилось, и многие русские семьи были вынуждены покинуть Харбин. Во время кратковременной поездки в Шанхай Олег Лундстрем договаривается о первой работе в отеле "Янцзы", и весь оркестр переселяется в один из самых крупных городов Китая. Довольно быстро появляется известность в городе. Следующее место работы - популярный болл-рум "Мажестик", позднее элитарный болл-рум "Парамаунт", что поднимало биг-бэнд на вершины популярности.

Шанхай в то время был столицей Азии, вторым Парижем. В городе звучало более 40 биг-бендов, включая любительские. Конкуренция была огромная, а жизнь полна сложностей, приключений, различных перипетий, рассказ о которых заслуживает съемок приключенческого фильма. В городе часто гастролировали американские музыканты, в том числе и оркестр под управлением Тедди Ведерфорда, в котором играл Бак Клейтон.

В 1937 и в 1940 оркестр выезжает на летний сезон в знаменитый курортный город Циндао. В оркестре уже 11 человек. У Олега в эти годы уже созрела мысль, что можно исполнять в джазовой обработке и наши русские песни. Он делает аранжировки: "Песня о капитане" И. Дунаевского, "Чужие города" А.Вертинского, "Катюша" М.Блантера и др. Все они пользуются неизменным успехом у слушателей.

В оркестре уже 14 человек, а такие импровизаторы, как Алексей Котяков, который часто выступал и в роли вокалиста, Игорь Лундстрем, Александр Гравис, выдвигаются в число лучших музыкантов города. Выступления сопровождаются танцевальными ревю с участием сестер Андерсон а солисткой-вокалисткой является красавица Нина Кэллан. Оркестр становится одним из лучших в Шанхае. Пресса называет Олега Лундстрема "Королем джаза Дальнего Востока". Между артистами сложились не только профессиональные отношения, но и тесная дружба, понимание и поддержка. Биг-бенд - плод работы всего коллектива.

Послевоенные годы - опять творческий подъем. Оркестр выступает в городских театрах "Лайсеум", "Карлтон" и в Советском клубе. В оркестре уже 19 человек, полный биг-бэнд. К концерту в театре "Лайсеум", посвященному окончанию Второй Мировой войны, Олег пишет свое первое самостоятельное произведение "Интерлюдия", используя интонации Рахманинова. Позже - пьесу "Мираж".

Политическая ситуация в Китае обостряется, возможности творческого роста в Шанхае исчерпаны. Иностранцам становится трудно жить в Китае, так как в стране идет борьба за самоопределение, отторжение всего иностранного. Встает вопрос о переезде. Рассматривается несколько вариантов, но музыканты на волне патриотизма решают вернуться в СССР - ведь все участники оркестра советские граждане.

Добросердечные работники консульства в Шанхае мягко намекают, что джазменов в стране победившего социализма могут ждать неприятности. Но молодые романтики не верят в мрачные прогнозы и едут восстанавливать послевоенную Родину.

В 1947 оркестр в полном составе с семьями приезжает в СССР. Судьба благосклонна к музыкантам, они приезжают в Россию и остаются, живы, так как именно в это время прекращается массовый террор по отношению к "возвращенцам", многие из тех, кто уехал ранее, погибли.

Музыкантам предложено на выбор несколько городов для проживания. Так как все хотели получить высшее музыкальное образование, и выбор пал на Казань так как, там была консерватория. Первоначально приехавший оркестр решают сделать государственным джазовым коллективом Татарской АССР. Но постановление ЦК КПСС "Об опере Вано Мурадели "Великая Дружба" в 1948 году ломает все. Выясняется, что джаз народу не нужен. И музыкантов распределяют в оперный театр и оркестры кинотеатров. Олег поступает в театр Оперы и Балета в качестве скрипача, а осенью 1948 года, вместе с большой группой приехавших музыкантов, поступает учиться в консерваторию. Но мир не без добрых людей! В ту пору худруком Татарской государственной филармонии был композитор А.С.Ключарев. Он сразу же оценил возможности прибывшего в Казань оркестра и сделал все, чтобы он не распался, давая в Казани и окрестностях разовые концерты. Олег начал делать обработки татарских и наиболее популярных советских песен, как в вокальных, так и в инструментальных вариантах, и из них составлять программы концертов.

В 1955 году оркестр записывает на радио и на грампластинки, целую серию пьес татарских композиторов в обработке для джаза Олега Лундстрема. С помощью директора Татарской Государственной филармонии М.Ф.Боголюбова, худрука А.С.Ключарева и режиссера И.С.Петровского дает серию концертов в помещении Казанского драматического театра, которые прошли с большим успехом и обратили на себя внимание московских концертных организаций. Начались переговоры о постоянной концертной деятельности.

Активную роль в развитии успеха сыграл первый директор коллектива М.И.Цын... В 1956 году 1 октября приказом Министра Культуры РСФСР на базе приехавшего из Китая коллектива был создан концертный эстрадный оркестр в системе ВГКО (позже «Росконцерта») под управлением Олега Лундстрема. Участие в фестивале Дружбы народов в 1957 году проходит с большим успехом. Началась успешная гастрольно-концертная жизнь оркестра.

В эстрадных программах оркестра принимали участие легенды 60-х, лучшие певцы и певицы СССР: Валентина Дворяниноваквартет «Аккорд», Дмирий Ромашков, квартет «Гайя», Ара Арсенян , Галина Козакова,. Вероника Круглова, Майя Кристалинская, , Сорокин Сергей , Гюли Чохели. В 70-е популярность в оркестре приобрела Ирина Понаровская и Алла Пугачева. В 80-е годы с большим успехом с оркестром работали Ирина Отивева, Светлана Рубинина, Ольга Кормухина., квартет «Москва-транзит», поздее, в 90-е годы Армине Саркисян.

В истории оркестра тысячи километров гастрольных дорог по СССР, России и зарубежью, более 10000 концертов в СССР и современной России. «Для биг-бэнда традиционно характерно глубокое проникновение в характер джазового мастерства, в его классические традиции, с одной стороны, и стремление внести свой вклад в этот жанр путем создания и исполнения оригинальных джазовых произведений и аранжировок - с другой стороны» писали музыкальные критики того времени.

Была и жесткая критика, непонимание жанра, «коллективные» письма зрителей с возмущением писавшие: «Человек, любящий срою Родину, её народ, её культуру не мог не быть униженным и оскорбленным в своих лучших чувствах, прослушав концерт джаза под руководством Олега ЛУНДСТРЕМА, который в течение довольно длительного времени находился в гастрольной поездке по Дальнему Востоку и 28-29 мая 1960 года выступал в гор. УССУРИЙСКЕ. К счастью, образованная часть общества всегда поддерживала оркестр. Легенда гласит, что среди поклонников оркестра был А. А. Громыко. В трудный момент, благодаря своему влиянию, оркестр практически спас писатель Сергей Михалков, поддержал известный журналист, главный редактор «Известий» А. А. Аджубей.

Успех оркестра чередовался постоянными перипетиями, связанными с запретами, непониманием, а порой и банальной завистью коллег по цеху. Удивительным для того времени является факт, что никто из оркестра не вступил в КПСС, несмотря на давление и явное препятствие для успеха. Возможно, именно чувство самоуважения служило первопричиной для уважения «власть имущими» и сохранения оркестра.

Знаменитые оркестры прекращают свою работу, в том числе и оркестр Леонида Утесова. Однако «Государственный камерный оркестр джазовой музыки» был сохранен, избежал разворовывания и забвения.

И несмотря ни на что, в ноябре 1998 г. оркестр Олега Лундстрема стал первым джазовым оркестром, выступившим в Большом зале Московской консерватории, подняв статус джаза до подмостков классической сцены. Теперь абонемент в классических филармонических залах имеют многие джазовые музыканты.

Стоит выделить тур по Китаю, прошедший с огромным зрительским успехом. В ноябре 2003 года музыканты выступили в крупнейших городах Поднебесной. Интересен факт, что последний концерт проходил в знаменитом "Парамаунте", в том же зале, где оркестр под руководством Олега Лундстрема начинал свою блестящую карьеру. Прозвучали лучшие джазовые произведения, в том числе и авторские пьесы Олега Лундстрема, которые звучали в этих стенах более полувека назад. Не обошлось без знаменитой «Катюши» в аранжировке Олега Лундстрема.

14 октября 2005 года Олег Лундстрем скончался. Великий маэстро похоронен на сельском кладбище в подмосковном селе Соколово, рядом со своими друзьями и родственниками.

Оркестр Олега Лундстрема часто представляет российскую культуру за рубежом на межправительственных мероприятиях. Гастроли на Украине, в Германии, Молдавии, Латвии, Грузии, Абхазии, Казахстане, Швейцарии, Кипре, Германии, Индии. Играет на международных форумах и конференциях.

За огромный срок своей биографии, оркестр оказал влияние на поколения, оставшись в памяти зрителей ярким открытием. До сих пор на постсоветском пространстве «оркестр Олега Лундстрема» является кодовым понятием, объединяющим воспоминанием обо всем том светлом, что было в совместной истории. Это подтверждают многочисленные отзывы зрителей и журналистов после концертов, проходящих на территории СССР.

Оркестр преодолел запреты на исполнение джаза в СССР, пережил совершенное безденежье, отсутствие зарплат и полунищенское существование 90-х. Сегодня оркестр гастролирует, вопреки цензуре денег на телевидении, находясь практически в полном информационном вакууме, имея более чем скромное государственное финансирование.

Имя оркестра стало брендом десятилетия в джазе. Популярность биг-бэнда иронично подтверждает наличие многочисленных оркестров-подражателей, незаконно использующих имя легенды джаза и дающих концерты «по странам и весям». Увы, авторские права в Росси пока не уважают, а публика зачастую довольствуется именем, а не музыкой.

Художественный руководитель и главный дирижер ОркестраНародный артист России Борис Фрумкин - пианист, аранжировщик, дирижер и композитор он является одним из лучших представителей джазовой школы. 
Родился в 1944 году начал играть на фортепиано уже в пять лет. В 1963 году с серебряной медалью окончил Центральную Музыкальную Школу при Московской Государственной Консерватории им. П.И.Чайковского, после чего учился в вышеупомянутой консерватории на фортепианном отделении. 
Дальнейшая музыкальная карьера Б. Фрумкина была связана с легендарным ансамблем «Мелодия», в котором он с 1973 года был пианистом и аранжировщиком, а с 1982 года и до конца существования ансамбля был его художественным руководителем и дирижером.

Вернуться


Концерты

Вход  /  Зарегистрироваться
Забыли пароль? Отмена
Обратно
Мы используем cookie Во время посещения сайта ГКБУК «Пермская краевая филармония» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.