ГКБУК «Пермская краевая филармония»

Юрий Темирканов

Юрий Темирканов

Художественный руководитель Санкт-Петербургской филармонии, главный дирижер Заслуженного коллектива России Юрий Темирканов – признанный мэтр дирижерского искусства. «Дирижирование Юрия Темирканова похоже на волшебное погружение в мир, который был бы для нас уже потерян, если бы не великий дирижер, один из последних титанов прошлого века» (Le Monde, 2012). Среди ангажементов артиста только в минувшем году – выступления за пультом Чикагского и Балтиморского симфонических оркестров, концерты с оркестром Академии Санта-Чечилия, лондонской Philharmonia и в театре Ла Фениче. 

Всемирно известные коллективы приглашают музыканта к сотрудничеству уже более трех десятилетий. В 1979–1998 годах Темирканов работал с лондонским Королевским филармоническим оркестром, вначале как главный приглашенный, а с 1992 года – как главный дирижер. Маэстро руководил также Балтиморским симфоническим оркестром (2000–2006), был главным приглашенным дирижером Дрезденского филармонического оркестра (1992–1997) и симфонического оркестра Датского радио (1998–2008). 

Но, по признанию Темирканова, его домом был и остается Петербург, где начиналось восхождение артиста к вершинам дирижерского Олимпа. В 1967 году аспирант Ленинградской консерватории (класс И. Мусина) в статусе победителя Всесоюзного конкурса дирижеров впервые выступил в Большом зале филармонии. А уже через год 29-летний музыкант встает за пульт собственного коллектива – симфонического оркестра Ленинградской филармонии (ныне Академический симфонический оркестр филармонии). Совместная работа упрочивает репутацию и дирижера, и коллектива, они выступают в амстердамском Концертгебау и нью-йоркском Карнеги-холле. 

С именем Темирканова связано начало возрождения Мариинского (Кировского) театра. В 1976–1988 годах музыкант являлся его художественным руководителем и главным дирижером. За это время в репертуар вошли такие спектакли-шедевры, как «Евгений Онегин» (в постановке Темирканова опера идет в театре и сегодня) и «Пиковая дама» Чайковского, «Война и мир» Прокофьева, «Пётр I» Петрова, «Мертвые души» Щедрина. Труппа начала активно гастролировать (США, Япония, страны Европы), снова были введены в практику симфонические концерты оркестра театра, в том числе за рубежом. 

«Самое главное в моем оркестре (во всяком случае, я на это надеюсь) – это то, что музыканты приходят ко мне на работу не из-за денег. Они приходят служить этому делу», – эти слова маэстро посвящены Заслуженному коллективу России. С начала их творческого содружества прошло более четверти века. Годы, насыщенные концертами во многих странах мира на самых знаменитых площадках. В их числе нью-йоркский Карнеги-холл (чей концертный сезон оркестр – первым из отечественных – открывал в 2005 году) и токийский Сантори-холл, парижский Театр Елисейских полей и лондонский Барбикан-холл, Берлинская филармония и миланский Ла Скала, венский Музикферайн и амстердамский Концертгебау. Зарубежная пресса не скупится на эпитеты. «Этот оркестр – национальное достояние России, дирижер Юрий Темирканов – один из лучших в мире» (The Washington Post, 2014). «В тот вечер в [римском] Аудиториуме точно творилась какая-то магия… Талант Темирканова и виртуозность его оркестрантов помогли выйти за рамки нот, записанных на пяти линейках…» (Corriere de la sera, 2014). «Кульминационным моментом вечера стало исполнение “Патетической” симфонии Чайковского. В интерпретации этого симфонического шедевра романтизма вряд ли можно превзойти версию маэстро Темирканова» (El Mundo, 2015). «Он в очередной раз продемонстрировал, что ни один оркестр, исполняя русскую музыку, не может сравниться с его коллективом» (Opera World, 2015). «Слышать Заслуженный коллектив России с русским репертуаром – всегда особое удовольствие, и первый вечер оркестра на Би-би-си Промс под управлением Юрия Темирканова был во многом вне критики. Если признак великой интерпретации заключается в том, чтобы представить нам знакомое сочинение как в первый раз, то оба сочинения – и Второй фортепианный концерт Рахманинова, и “Шехеразада” Римского-Корсакова – были гениальны» (The Guardian, 2015). «Темирканов донес в “Дзинтари” до каждого из более чем двух тысяч слушателей каждый такт великой и всем, казалось бы, давно знакомой музыки Чайковского [исполнялись фрагменты музыки балета “Щелкунчик”]» (LSM, 2016). 

«Kаждое наше выступление в мире – это представление нашей российской культуры. Всегда» (Ю. Темирканов). В сезоне 2015/2016 дирижер и его коллектив совершили шесть гастрольных поездок, посетив Италию (трижды), Францию (дважды), Испанию (дважды), Великобританию, Швейцарию, Румынию, Латвию, Японию и Китай, приняли участие в фестивалях Annecy Classic, MITO SettembreMusica, BBC Proms, Люцернском фестивале и фестивале имени Дж. Энеску. Разумеется, регулярные выступления проходят и в «домашнем» Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. Здесь в нынешнем сезоне под управлением маэстро будет звучать музыка Брамса, Брукнера, Равеля, Респиги, Бизе – Щедрина, Чайковского, Рахманинова, Стравинского, Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна. 

«Спрашивать меня, зачем я отложил все дела и пришел сегодня на концерт Юрия Темирканова, – все равно что задавать вопрос женщине, зачем она рожает ребенка. Это моя потребность, насущная потребность слушать музыку в прекрасном исполнении» (А. Джигарханян). Творчество музыканта признано не только публикой и критикой (итальянская, в частности, в 2000-х годах дважды удостоила его престижной премии Аббиати в номинации «лучший дирижер»). Народный артист СССР, лауреат Государственных премий и премии Президента России, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», командор ордена Звезды Италии, почетный академик Академии Санта-Чечилия, почетный доктор Санкт-Петербургской консерватории, почетный гражданин Петербурга – таков далеко не полный перечень регалий Темирканова. В 2015 году к нему добавились премия фонда Театра Ла Фениче «Жизнь в музыке» и звание кавалера японского ордена Восходящего солнца. В ноябре 2015 года Юрия Темирканова назначили первым в истории пожизненным почетным дирижером оркестра и хора Национальной академии Санта-Чечилия (Рим). 

«Очень люблю Юрия Хатуевича не только как великого музыканта, но и как интереснейшего, многогранного человека, аристократа и в музыке, и в жизни. Даже просто находиться в его обществе – счастье» (О. Ростропович). Жизнь дирижера не замыкается в пространстве концертной эстрады. Среди проектов Международного фонда культурных инициатив маэстро Темирканова – премия Фонда Е. Колобова, учрежденная для музыкантов московского театра «Новая опера», именные стипендии для студентов Санкт-Петербургской консерватории и учащихся Средней специальной музыкальной школы. Более пятнадцати лет дирижер руководит фестивалем «Площадь искусств», участниками которого, наряду с Петербургской филармонией, стали Михайловский театр, Театр музыкальной комедии, Русский музей. Уникальный по своей концепции фестиваль собирает в нашем городе выдающихся артистов, подтверждая статус Петербурга как одной из культурных столиц Европы. 
 

Вернуться
Вход  /  Зарегистрироваться
Забыли пароль? Отмена
Обратно
Мы используем cookie. Во время посещения сайта ГКБУК «Пермская краевая филармония» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.