Народный артист России, заслуженный артист Узбекистана
Виктор Александрович родился в Ташкенте в конце сентября 1959 года. Фамилия Вержбицкий — наследие от прадеда, поляка по национальности, коренного жителя Кракова. Семья Виктора не была особо близка к актерской профессии. Кто отец мальчика — история умалчивает. Виктор никогда о нём не говорит и не вспоминает. Мама работала медицинской сестрой, поэтому пропадала на работе сутками. Витя оставался с бабушкой. Собственно, она его и воспитала, так как большую часть времени внук проводил с ней, в том числе — на бабушкиной работе. Женщина трудилась костюмершей в театре, так что понятие «запах кулис» Виктору Вержбицкому было знакомо не понаслышке.
Поэтому по окончании школы Вержбицкий без лишних раздумий отнёс документы в театральный институт родного Ташкента. Выбрал среди прочих факультетов сценографический. Там же встретился и на всю жизнь подружился с будущим мэтром режиссуры Тимуром Бекмамбетовым. Окончив учиться в театральном, Вержбицкий устраивается на работу в местный театр драмы. Здесь, на сцене Ташкентского театра, и началась творческая биография Виктора Вержбицкого.
Несколько лет службы помогли теоретическую базу, полученную в вузе, проверить на практике. Вержбицкий с упоением играет в постановках «Чайка» и «Калигула», «Зойкина квартира» и «Полет над гнездом кукушки», «Священные чудовища» и «Дорогая Елена Сергеевна». Артистическое мастерство оттачивается и сияет новыми гранями и цветами.
1994 год стал для Виктора Вержбицкого переломным. В этот период на горизонте артиста появляется ташкентский друг и однокурсник Тимур Бекмамбетов. Теперь он известен и очень популярен. Задействовав Вержбицкого в картине «Пешаварский вальс», Бекмамбетов по-настоящему открывает артиста для кино. В это же время актер сыграл в рекламе банка «Империал», где впервые появился в роли Николая I. Воплощение актера впоследствии полюбилось как зрителям, так и режиссерам.
В театральной сфере на талантливом актёре всё больше начали останавливать взгляд именитые режиссёры, в том числе и столичные. Предложения поступали Виктору Вержбицкому неоднократно. Но он просчитывал риски и внимательно наблюдал, чего-то ждал. И дождался. Это оказалось то предложение, от которого артист не смог отказаться. Виктора пригласили на работу в Новый драмтеатр, которым руководил Борис Львов-Анохин. В конце 1996-го ташкентский актёр окончательно переехал в Москву. В драмтеатре ему предлагаются заметные и сложные роли, с которыми Вержбицкий справляется блестяще. «Реванш королевы», «Журден», «Ассамблея» — список постановок, в которых появился Виктор Александрович, велик.
Предложения сняться в фильмах и сериалах поступали к Виктору Александровичу регулярно. Он играл в популярных исторических картинах «Бедная Настя» и «Одна ночь любви», появившись в обоих в ставшей его фирменной роли Николая Первого. Вержбицкого узнавали на улице. С этих пор Виктор Вержбицкий играет в спектаклях театра Калягина. Также, как постоянный актер, Вержбицкий служит в столичном драмтеатре имени Пушкина, где он по-прежнему популярен и востребован, сотрудничает со «Школой современной пьесы», «Ленкомом», МХТ имени Чехова.
Плодотворное сотрудничество с Бекмамбетовым продолжилось для Вержбицкого в фильмах «Гладиатрикс», «Дневном» и «Ночном дозоре».
Последние ленты — это настоящий прорыв к славе. Сразу после премьеры Виктора Александровича ждал невероятный рост известности и зрительской любви. Талантливую игру артиста высоко оценил даже автор первоисточника «Дозоров» Сергей Лукьяненко, заметив при этом, что экранный образ хотя и намного отличается от книжного, но артисту удаётся не испортить его.
Следующие картины принесли Виктору Вержбицкому ещё больше популярности и узнаваемости. Самые заметные из них — «Адмиралъ», «Примадонна», «Волчица». Отдельной строкой упоминается его работа в ленте «Турецкий гамбит». Еще ряд отрицательных персонажей Виктора — жадный бизнесмен Купцов из «Черной молнии», адвокат из киберпанка «На игре». Так сложилось, что фильмографию актера преимущественно составляют картины, в которых его герои не вызывают симпатию.
Актер вернулся к зловещему амплуа в детективе «Инквизитор» и фантастической ленте «Мафия: Игра на выживание». В сериале Юрия Мороза Виктор сыграл серийного маньяка, расправляющегося с жертвами наподобие средневекового палача. В боевике Сарика Андреасяна артист предстал в образе автора жестокого развлечения, в ходе которого люди попадают в спровоцированные личными фобиями ситуации, в результате чего и гибнут.
Выросший в Средней Азии, Вержбицкий — поклонник восточной кухни. Если не занят на съемках или в театре, предпочитает пассивный, домашний отдых перед телевизором или за чтением русской классики. Нежелание участвовать в светских тусовках Виктор считает личным недостатком. Актер понимает, что профессия-то публичная, и сам себя ругает, если отказывается появляться на презентациях или фестивалях:
«Может, это лень, может, это присутствие на людях, это какая-то работа. Я не могу побыть самим собой и отключиться. Это опять приходится трудиться, а иногда общаешься с лицемерием. Поэтому не очень этого хочется».