ГКБУК «Пермская краевая филармония»

Государственный академический камерный оркестр России

Государственный академический камерный оркестр России

23 февраля 1957 года в штате Московской филармонии появился новый коллектив — Московский камерный оркестр (ныне — Государственный академический камерный оркестр России). В 1983 году он был переименован в Государственный камерный оркестр СССР, а в 1994 году получил звание «академический». Это был первый камерный оркестр в Советском Союзе, и его возникновение в нашей стране ознаменовало новое творческое направление в исполнительском искусстве.

А начиналось все в 1955 году, когда в Москву приехал Мюнхенский камерный оркестр п/у Вильгельма Штросса и произвел на всех сильнейшее впечатление, прежде всего, исполнением музыки Баха и Вивальди. Тогда-то молодой альтист и скрипач Рудольф Баршай с группой энтузиастов-единомышленников решил основать свой камерный оркестр в СССР. «В нашу задачу не входило создание оркестра с каким-то сугубо определенным творческим профилем, — вспоминал Баршай. Единственную задачу мы видели в том, чтобы исполнять музыку так, как она задумывалась автором». Эта позиция на многие годы определила творческое кредо оркестра.

В процессе становления коллектива приходилось преодолевать много трудностей. Чиновники и администраторы, руководившие концертной жизнью, не верили в замысел Баршая, называли его утопией, фантастической идеей. Музыканты репетировали по ночам, сначала в Центральном доме работников искусств (ЦДРИ), потом в музыкальной школе, летом для совместного музицирования снимали дачу в Абрамцево…

Наконец, 2 апреля 1956 года состоялся первый официальный концерт коллектива. Малый зал консерватории не смог вместить всех желающих, и огромная толпа разочарованных слушателей оставалась на улице. Вскоре выступления оркестра стали проходить и в больших столичных залах.

От концерта к концерту рос репертуар оркестра: начав с произведений старинных мастеров — Вивальди, Куперена, Манфредини, Корелли, Альбинони, Боккерини, Баха, Генделя — за короткий срок в исполнительскую орбиту оркестр включил произведения Равеля, Стравинского, Пуленка, Бартока, Мартину, Хиндемита, Бриттена, Прокофьева, Шостаковича (ряд их них был впервые сыгран в СССР).

Много транскрипций для камерного оркестра делал Р. Баршай: в числе наиболее известных его работ переложения для оркестра: «Мимолетности» Прокофьева, «Искусство фуги» Баха, Восьмой квартет Шостаковича (т.н. «Камерная симфония»).
Мастерство коллектива вдохновило многих отечественных композиторов на создание новых сочинений, многие из которых были посвящены их первому исполнителю. Оркестр пропагандировал музыку современных авторов: Бориса Чайковского, Георгия Свиридова, Револя Бунина, Моисея Вайнберга, Александра Локшина, Юрия Левитина, Кара Караева, Яна Ряэтса, Витаутаса Баркаускаса, Германа Галынина, Николая Ракова и др. Для Московского камерного оркестра написал свою Четырнадцатую симфонию Д. Д. Шостакович.

С первых же концертов оркестр продемонстрировал высокий профессиональный уровень. Насыщенна была гастрольная деятельность коллектива: только за первое десятилетие Московский камерный оркестр выступил в 90 городах Советского Союза и 137 городах зарубежных стран, дав в общей сложности более 750 концертов. На Западных афишах и программах Московский камерный стоял наравне с лучшими камерными коллективами того времени — «Виртуозами Рима», «Северной симфонией», Штутгартским камерным оркестром и др.

«Оркестр существует восемь всего лет, но уже представляет собой ансамбль редкого совершенства. Он состоит из настоящих виртуозов, солистов отличного качества. Дирижер ансамбля Баршай довел этот ансамбль до необыкновенно высокого уровня выразительной способности и стилистической строгости» (Газета «Коррьере д' информацьоне», 1965, Милан).

Слагаемыми успеха Московского камерного оркестра стали и фантастическая работа дирижера с оркестром (о его требовательности к себе и к музыкантам ходили легенды), и профессионализм оркестрантов.

«Рудольф Баршай всегда выдвигал своих музыкантов, подчеркивая то, что в Московском камерном оркестре играют артисты мирового класса. Он умел зажечь особое отношение к исполняемой музыке, добиться чувства эмоционального воодушевления, которое передавалось публике. Он боролся с чувством равнодушия, порой исходящем от оркестрантов, стремился к тому, чтобы оркестр не выглядел как безликая масса» (Евгений Непало).

Прекрасная подготовка, виртуозность и сыгранность позволяла музы кантам даже исполнять некоторые программы самостоятельно, без участия дирижера. И эта традиция продолжилась в дальнейшем.

В составе камерного оркестра играли скрипачи Владимир Рабей, Евгений Смирнов, Леонид Полеес, Лев Маркиз, Андрей Абраменков, альтисты Михаил Богуславский, Галина Одинец, Вячеслав Трушин, виолончелистка Алла Васильева, контрабасисты Рустем Габдуллин, Григорий Ковалевский, флейтисты Александр Корнеев, Альберт Рацбаум, гобоист Евгений Непало, пианисты и клавесинисты Андрей Волконский, Татьяна Николаева, Сергей Дижур, Михаил Мунтян, Алексей Любимов…

Двадцать лет Рудольф Баршай стоял за пультом этого оркестра и, хотя после него сменился уже не один дирижер, многие москвичи по привычке называют этот коллектив «баршаевским».

После отъезда Рудольфа Баршай за рубеж в 1976 году, оркестром руководили Игорь Безродный (1977–81). Евгений Непало (1981–83), Виктор Третьяков (1983–90), Андрей Корсаков (1990–91). С 1991 по июль 2009 коллектив возглавлял американский пианист и дирижёр Константин Орбелян. С 2010 года художественным руководителем и главным дирижером оркестра стал известный гобоист и дирижер Алексей Уткин.

За более чем полувековую деятельность коллектива с ним выступали знаменитые музыканты: пианисты С. Рихтер, Э. Гилельс, Л. Оборин, М. Гринберг, Э. Вирсаладзе, Д. Лилл, Н. Петров, М. Плетнев, В. Крайнев, А. Гаврилов, К. Лифшиц, В. Виардо;
скрипачи Д. Ойстрах, И. Ойстрах, И. Менухин, Л. Коган, О. Каган, В. Спиваков, В. Третьяков; альтист Ю. Башмет; виолончелисты М.Ростропович, Б. Пергаменщиков, Н. Гутман, Г. Кассадо, А. Менезес; контрабасист Г. Хёртнагель; арфистка О. Эрдели; певцы Н. Дорлиак, 3. Долуханова, И. Архипова, Е. Нестеренко, Г. Писаренко, А. Ведерников, Н. Гедда, Э. Подлесь, М. Касрашвили, Р. Флеминг, Р. Аланья, А. Давтян, Д. Хворостовский, Г. Горчакова, В. Герелло, 0. Гурякова; флейтисты П. Рампа ль, П. Галуэ, Дж. Голуэй, саксофонист Ф. Мондельчи, трубач Т. Докшицер и другие.

Сегодня Государственный академический камерный оркестр является одним из ведущих камерных оркестров России. Его обширный репертуар включает произведения всех эпох и стилей. Оркестром создана впечатляющая коллекция звукозаписей на радио и СD, включающая самый широкий репертуар — от старинных арий и музыки барокко до произведений российских и зарубежных композиторов XX века. Записи осуществлены на фирме «Мелодия», а в новейшую эпоху — на фирмах Candos, Philips и др. К 50-летнему юбилею коллектива на студии Delos выпущена серия компакт-дисков, состоящая из почти 30 альбомов.
В филармоническом сезоне 2010–2011 Государственный академический камерный оркестр России под руководством Алексея Уткина представляет персональные абонементы в ведущих залах Москвы, продолжает гастрольную деятельность в городах России (Санкт-Петербурге, Мурманске, Ярославле, Владимире, Туле) и планирует свои выступления за рубежом.

Государственный академический камерный оркестр России, как и Академический симфонический оркестр Московской филармонии, является флагманом филармонической концертной деятельности. Коллектив участвует в детских и просветительских концертах, программе поддержки молодых исполнителей, пропагандирует современную и редко исполняемую музыку. В июне 2011 года оркестр приглашен к участию в XIV Международном конкурсе им. П. И. Чайковского.
Интересные художественные проекты, участие в концертах многих известных во всем мире солистов и камерных ансамблистов, живая реакция публики и благожелательные отзывы прессы говорят о сегодняшнем возрождении блистательной творческой репутации этого легендарного коллектива

Концерты

Вернуться
Вход  /  Зарегистрироваться
Забыли пароль? Отмена
Обратно
Мы используем cookie. Во время посещения сайта ГКБУК «Пермская краевая филармония» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.