Анонс
Встречаем Новый год с Чайковским! Великая и любимая с детства музыка окутает теплом и подарит счастливые минуты общения с прекрасным!
В преддверии Нового года с программой «Виват, Чайковский» выступит Симфонический оркестр Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского под управлением главного дирижёра театра Владимира Ткаченко.
Со сцены Большого концертного зала Пермской филармонии прозвучат всеми любимые произведения Петра Ильича Чайковского — Концерт для фортепиано с оркестром № 1 и сюита из музыки балета «Щелкунчик».
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром си-бемоль минор, соч. 23 — это не «одно из» сочинений, не «один из» фортепианных концертов — это Его Величество Первый Фортепианный Концерт, знаменитый на весь мир шедевр Чайковского. Концерт был создан 34-летним композитором и практически сразу, после первого исполнения в 1875 году получил мировое признание. Несмотря на большой успех, спустя четыре года Чайковский сделал вторую редакцию концерта, в которой это сочинение просуществовало до смерти автора.
Больше века Первый концерт звучит в так называемой, «третьей редакции», которая была сделана уже после смерти композитора. Её автором считается известный виртуозный пианист Александр Зилоти, друг Чайковского, ученик Ференца Листа. Установка Зилоти на бравурную виртуозность и пафос потребовала изменений в произведении. В редакции Зилоти стало иным изложение начала Концерта, сократился финал на 17 тактов; изменились темпы, нюансы, что кардинальным образом повлияло на изменение характера всего сочинения. Новой версией концерта и её распространением возмущался друг Чайковского, его ученик — композитор Сергей Иванович Танеев.
Версия Зилоти стала необычайно популярной, она представлена в репертуаре большинства пианистов, и именно с ней участники Международного конкурса им. П. И. Чайковского демонстрируют свою виртуозность.
Музыка из балета «Щелкунчик» прекрасна сама по себе, но в канун Нового года и Рождества она обретает магическую силу, заставляя поверить в реальность волшебства. Чайковский сочинил этот чудесный балет по мотивам сказки немецкого писателя Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», в которой события разворачиваются накануне самой волшебной ночи в году! Впервые зрители увидели балет «Щелкунчик» 18 декабря 1892 года в Мариинском театре. «Балет — та же симфония», — говорил Чайковский, создавая не просто музыкальное сопровождение, а музыку, равноценную сценическому действию. Обогатив балетную музыку симфонизмом и методами оперной драматургии, Чайковский сделал её основным компонентом, определяющим весь спектакль.
Самостоятельная жизнь музыки «Щелкунчика» началась почти за полгода до постановки спектакля. В марте 1892 года сюита из балета, составленная самим Чайковским, прозвучала в концерте и имела огромный успех у публики. Сюита содержит восемь наиболее ярких в музыкальном отношении номеров. Это характерные танцы из второго действия «Щелкунчика»: Марш, Танец Феи Драже, Русский танец (Трепак), Арабский танец, Китайский танец, Танец пастушков, а также Увертюра и «Вальс цветов».
Симфонический оркестр Пермского театра оперы и балета исполняет произведения разных эпох и стилей — от классики до современности, от широко известных сочинений Моцарта и Адана, включая классический балетный репертуар, до редко исполняемых опер Монтеверди и фон Альбрехта. Лейтмотивом творчества оркестра служит одна из программных задач родного театра — исполнение произведений Петра Ильича Чайковского, имя которого с 1965 года носит Пермский театр оперы и балета.
В ноябре 2023 года в должность главного дирижёра симфонического оркестра одного из старейших музыкальных театров России вступил Владимир Ткаченко. В 2007 году он окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова по классу альта и поступил в аспирантуру консерватории, класс Александра Рихтера. В 2009 году присоединился к национальному ансамблю «Солисты Киева» и вошёл в состав струнного квартета Collegium. В 2011 году стал солистом оркестра Бурятского академического театра оперы и балета им. Г.Ц. Цыдынжапова (Улан-Удэ), а спустя год был назначен дирижёром театра. В 2013 году создал Молодёжный камерный оркестр Республики Бурятия. В 2015–2019 был дирижёром Бурятской государственной филармонии. С 2019 — концертмейстер и дирижёр Пермского оперного театра, с 2023 — главный дирижёр. За последние годы Ткаченко выступил дирижером и музыкальным руководителем многих знаковых проектов Пермского театра, зарекомендовав себя одним из ведущих отечественных исполнителей новой волны.
Заслуженная артистка России Екатерина Мечетина — пианистка, выпускница Московской консерватории, лауреат Молодежной премии «Триумф» и семи престижных международных конкурсов, лауреат Премии Президента Российской Федерации. С 2007 года — солистка Московской государственной филармонии. С 2009 года преподаёт в Московской консерватории (с 2020 года — доцент). Безупречное мастерство, яркая творческая индивидуальность, харизматичность, удивительное артистическое обаяние пианистки покорили публику во многих уголках мира. Екатерина Мечетина не только феноменальный виртуоз, но зрелый и очень глубокий музыкант с огромным сценическим опытом.